Обзор 32-дюймового игрового монитора AOPEN 32HC5QR с VA матрицей
Рецепт хорошего геймерского монитора прост: диагональ выше 30 дюймов, частота обновления больше 120 Гц, поддержка FreeSync - и даже можно оставить разрешение Full HD, чтоб игры у людей не тормозили. Всё это уже если и не успело выразиться в стандарт, то как минимум, стало джентльменским набором, по которому вы узнаете, что перед вами модель для мультимедийных развлечений. Но если раньше игровые мониторы делались исключительно на TN матрице с жуткими тенями и никакущей цветопередачей, то сегодня производители научились выжимать высокую скорость из VA матриц, и в продаже появились такие интересные мониторы, как наш тестовый AOPEN 32HC5QR. Это модель, которая при диагонали 32 дюйма имеет частоту до 166 Гц при подключении через DisplayPort или 144 Гц по HDMI, поддерживает FreeSync (то есть будет синхронизироваться с видеокартами AMD и Nvidia), имеет изогнутый дизайн и матрицу с широкими углами обзора и цветовым покрытием 95% диапазона sRGB.
Каких-либо особенностей или изюминок у этого монитора нет, здесь нет даже встроенных динамиков, поэтому в данном случае вы платите только за экран. За огромный, на весь стол, экран с частотой 166 Гц. Разрешение 1920х1080 не потребует от вас мощной видеокарты (в большинстве игр нормально будут работать и GTX1660 Super и RTX2060, и младшие RTX 3060 на максималках), и в общем-то, на этом обзор можно заканчивать: экран большой, цена - маленькая, картинка не утопает в тенях и скорость что надо… но нет, я хочу посмотреть, на что ещё способен AOPEN 32HC5QR, кроме как гонять CS:GO и зависать в ютубчике, поэтому в этом тесте я попробую настроить его на широкий спектр задач, и если получится - считайте, что выиграли джек-пот: предыдущие игровые мониторы даже бесполезно было крутить по настройкам, а от VA матрицы можно добиться правды.
Начнём с дизайна: искривлённые мониторы прекрасно вписываются в интерьеры с полукруглыми столами (к счастью, у меня такой), но из них трудно формировать видеостену: стена получится изогнутой и потребует дорогих кронштейнов, но в итоге вы сможете как бы «обернуть» себя изображением, улучшив эффект присутствия в игре. Корпус сделан безрамочным слева, справа и сверху, но у самого экрана рамки шириной около 5 мм всё же присутствуют. К слову, это очень мало для современных моделей.
AOPEN 32HC5QR имеет крепления под VESA-кронштейн, но установка сзади какого-то VESA-совместимого устройства (мини-ПК или HDMI удлинителя) не предусмотрена - мешает подставка. Наклон монитора вниз почти отсутствует, а вот вверх монитор запрокидывается сильно и стоит в таком положении устойчиво. Наклон влево/вправо на 5 градусов предназначен для тех случаев, когда нужно компенсировать неправильную установку стола: на таком большом экране уже сильно заметно, если стол стоит криво, но есть и обратная сторона: монитор имеет неприятную особенность: на него легко передаётся вибрация со стола, так что если вы сильно бьёте по клавишам - вы увидите как дрожит экран.
Для каких сценариев AOPEN 32HC5QR подходит идеально
Разрешение 1920х1080 для 32-дюймовой модели многие обозреватели заслуженно считают низким, так как весь интерфейс Windows страдает гигантизмом, а шрифты режут глаз. Да, плотность пикселей, которая в 32-дюймовых 1080p экранах составляет 69 PPI является одной из самых низких среди настольных устройств, поэтому пользователи на форумах массово заявляют, что работать с текстом при таких параметрах затруднительно.
В играх же однозначного мнения нет: кто-то считает, что 32-дюймовая модель должна поддерживать 4K, потому что это круто, другие заявляют, что игры в 1080P смотрятся на такой диагонали фантастически и не требуют дорогой видеокарты, и главное - включать анти-алиасинг и синхронизацию кадров, наслаждаясь процессом. К тому же, мы видим, как производители видеочипов внедряют технологии рендеринга в более низком разрешении с последующим апскалингом, даже с помощью моделей искусственного интеллекта, то есть, как бы и 4K получается не всегда и везде "честное". Профессиональным же игрокам куда в 3D шутеры куда важнее сама динамика изображения, позволяющая легко выцеливать жертву в разных условиях баталий. Я в этом споре придерживаюсь нейтралитета: для меня сюжет и качество игры являются определяющими, и мне очень нравится мода на «рыжие» цвета в играх, так что картинка выглядит сочной и запоминающейся.
Но помимо игр есть ещё немало сценариев использования дешёвых игровых мониторов с большим экраном и низким по современным меркам FullHD разрешением. Давайте начнём с них.
Видеонаблюдение смотрится идеально. Независимо от разрешения камеры (пишет она в 4K или 1080P), все они имеют большую глубину резкости, и чтобы рассмотреть детали, вы будете пользоваться зумом, и вот тут чем меньше PPI - тем лучше, потому что NVR-софт, как правило, производит апскалинг программно, по упрощённым алгоритмам, и высокое разрешение экрана ему наоборот мешает.
Очень хорошо на этом экране выглядят свечные графики биржевых цен, особенно в ночном режиме. Для трейдинга не нужны 8K-мониторы: здесь нужно, чтобы всё было крупно, быстро, а скроллинг был плавный, и современные криптобиржи с высокой скоростью обновления котировок, позволяют в полной мере прочувствовать как «пульсирует» свеча именно на высокоскоростных мониторах. По «пульсу» скальпер может принимать решение о входе в сделку или закрытию.
Плиточные интерфейсы Linux типа i3, bspwm, awesome, jwm, qtile тоже показывают себя с сильной стороны на таких сочетаниях диагонали и разрешения. Поработав с такими интерфейсами, задаёшься вопросом: ну почему же до сих пор Windows не научилась ограничивать приложения рамками на экране, вместо того чтобы растягивать на весь экран?
Что касается комфорта, то мониторы с VA матрицей имеют такую особенность: в отличии от IPS-вариантов, они «не выжигают» ваши глаза, поэтому провести 6-8 часов за AOPEN 32HC5QR несравнимо легче, чем за IPS, и все рассмотренные выше сценарии подразумевают, что вы будете подолгу сидеть за монитором, глядя на картинку, которая по большей части, остаётся статичной.
Для каких сценариев не подходит монитор AOPEN 32HC5QR
У монитора AOPEN 32HC5QR есть слабая сторона - равномерность подсветки, которая выражается в том, что на чёрном фоне у вас проявляются засветы, типичные для VA-матриц, а на светлом фоне в левой части экрана имеется заметное затенение. По этой причине, статичные светлые изображения здесь либо лезут в глаз Glow-эффектом, либо как бельмо висят тенью. На фотографии ниже вы можете видеть диаграмму равномерности засветки экрана.
Если вы привыкли работать за компьютером по ночам, снижая яркость на самом мониторе или с помощью программ типа F.Lux, то здесь вам придётся менять свои привычки: при яркости ниже 30% на экране появляются длинные следы от скроллинга текста, а фотографии при движении по экрану меняют свои цвета. Поэтому для ночной работы нужно не снижать яркость, а либо использовать какой-то эффект поверх картинки, как например красно-чёрная палитра Dark Room в программе F.Lux, либо во всех приложениях включать "тёмную тему". К слову, 32-дюймовый экран в темноте освещает не только всю комнату, но и соседнюю, через дверной проём.
Что можно сделать с помощью встроенных настроек?
По моим ощущениям, монитор ощутимо краснит, чтобы лучше передавать кровь в играх, но к счастью AOPEN 32HC5QR имеет очень широкий диапазон настроек. Нет, правда, я не ожидал такого не то чтобы от игровой модели, но даже от мультимедийной. Вы только представьте себе: для каждого канала можно настроить усиление цвета, баланс цвета, смещение цвета и насыщенность.
Конечно, для дизайнеров AOPEN 32HC5QR в аду черти приготовили отдельный котёл, потому что вместо джойстика этот монитор имеет 5 очень тугих кнопок сзади корпуса, управляться с которыми - та ещё задачка. Настраивать монитор через OSD не просто неудобно, это настоящая пытка для пользователя, и хоть меню и выводит соответствующую иконку напротив каждой кнопки, да пойди её верно нащупай и нажми, не наклонив или не сдвинув экран. К счастью, результат стоит этих мучений.
Для себя после двух недель тестов, я принял следующие настройки:
- Отключение G-Sync/FreeSync
- Обычная скорость переключения пикселей
- Яркость: от 33 до 44
- Контраст: 34-40
- Динамическая яркость: откл
- Фильтр синего света: откл
- Отображение RGB - откл
- Усиление черного - 0
- Гамма - 2.2
- Цветовая температура - пользовательский
- Усиление красного: 44-46
- Усиление зеленый - 50
- Усиление синего - 53 -55
- Смещение красного - 43-44
- Смещение зелёного - 50
- Смещение синего - 50
- Общая насыщенность - 52-53
- Насыщенность красного - 53
- Насыщенность жёлтого - 51
- Насыщенность остальных цветов - 50
Не знаю, кто ругает эти модели за плохую цветопередачу, но по моим ощущениям, AOPEN 32HC5QR можно использовать и для редактирования фото, и для презентаций, и для других мультимедийных задач. Конечно, рука отвалится, прежде чем ты его настроишь под себя, но главное тут - не лениться, и не пытаться всё сделать за 1 раз и за 5 минут, а выполнять настройку в несколько подходов, в разное время суток.
Игры, игры, игры
Поскольку этот монитор создавался для игр, то в его родной стихии он показывает себя великолепно уже при 144 Гц. Сегодня даже самые дешёвые видеокарты Nvidia RTX серии 2060, имеющиеся в продаже, поддерживают частоты до 240 Гц, и этот параметр включается в панели управления Nvidia при подключении монитора кабелем Displayport. Никаких особых требований для этих кабелей нет, и можно брать 10-долларовый с Aliexpress нужной вам длины.
Для динамических игр всё прекрасно: тут вам и плавность движения героев, и какая-то новая лёгкость прицеливания, так что даже знакомые старые игры засияют в буквальном смысле новыми красками. Включение режима динамической контрастности для 3D игр даёт лучшую картинку, особенно на тёмных сценах.
Для 3D-симуляторов лучше всего отдельно подстраивать параметры цветности экрана, ориентируясь на отображение стрелок приборов в кабине пилота и сохранять их в виде пресетов. В авиа-симуляторах, где существенную часть картинки занимает небо, лучше отключать динамическое изменение контраста, а в космических - наоборот, включать. Есть у монитора функция вывода целеуказателя по центру экрана, чтобы можно было легче целиться в разных симуляторах, но честно сказать, я её не оценил. Она включается через OSD меню, а лишний раз его трогать не хочется по причинам, описанным выше.
В статических играх, таких как стратегии или головоломки, в целом, эффект от высокой частоты обновления ещё ощутимее: скроллинг карты плавный и приятный, и ощущения, как будто ты поменял видеокарту. В таких играх динамическую подстройку картинки на мониторе лучше отключать.
Существует ряд онлайн-игр, в которых частота обновления экрана жёстко зафиксирована сверху: «не выше 60 к/с», так как разработчики считают, что владельцы быстрых игровых мониторов не должны получать необоснованное преимущество в игре. К таким играм относится, например Mortal Kombat.
Есть ли разница между 144 и 166 Гц?
Родная частота у AOpen 32HC5QR всё же 144 Гц, а 166 Гц достигаются за счёт разгона. лишние 22 Гц помогают в ситуациях, когда в динамических играх происходит «замес», и частота кадров снижается, а так же при упреждающей стрельбе по движущимся целям. Здесь чем выше частота обновления, тем легче стрелять туда, где цель «вот-вот будет». Эту особенность очень ценят пользователи игр типа CS:Go или похожих онлайн-стрелялок, но профессионалы рекомендуют там отключать всякую синхронизацию из-за добавляющихся лагов. Поэтому да, чем выше частота обновления, тем лучше может показать себя профессиональный игрок, и 166 Гц и 240 Гц - не предел.
В играх от третьего лица и в стратегиях разницы нет.
Выводы
Если вы подбираете монитор для игр и не только, то AOPEN 32HC5QR - прекрасный претендент на покупку. Я не соглашусь с теми, кто считает, что лучше взять модель меньшей диагонали, но IPS, поскольку современные мониторы с этой матрицей очень сильно давят на глаза. У AOPEN 32HC5QR такой проблемы нет, за ним можно комфортно просидеть весь день и весь вечер, и не возникнет желания вытащить глаза и поболтать их в руках как китайские шарики.
Нет, эта модель далеко не идеальна. Я не понимаю, почему производитель решил не поставить в него колонки: копеечная экономия портит общее впечатление, и заставляет покупать саундбар или колонки, нагромождая стол для просмотра Youtube с семьёй или друзьями. Я не понимаю, куда смотрел главный инженер, выпуская на конвейер модель с таким ужасным управлением OSD; надеюсь, что ответственного за это давно уволили с волчьим билетом, и он страдает, проклиная судьбу. Я не понимаю, почему для такого огромного монитора было не сделать чуть большую подставку, чтобы она не тряслась от нажатий по кнопкам клавиатуры, и почему нельзя на него сзади повесить девайс с VESA-креплением? Все эти минусы простительны компании, вышедшей на рынок лишь вчера, но не AOPen, которая имеет огромный опыт в мониторном бизнесе.
Касаемо игр, AOPEN 32HC5QR - это вариант для тех, кто до сих пор сидит на 75 Гц мониторов и хочет попробовать, действительно ли 144-166 Гц дают совсем новые ощущения, но не хочет переплачивать за 240 Гц. Берите, не сомневайтесь: ощущения от перехода на 166 Гц - как после замены HDD на SSD. Огромный экран, плавность хода, - это заставит даже в старых заезженных играх увидеть что-то новое. Для игр эта модель если и не топчик, то просто хорошая по цене и диагонали.
Если вы не поленитесь и настроите экран под себя, уделив особое внимание яркости, то поймёте, что AOPEN 32HC5QR - это «жемчужина». Монитор имеет отличную цветопередачу, он прекрасно справляется с мультимедийными задачами типа работы с презентациями, обработки фотографий и видео, а также с повседневным чтением статей в интернете. Почти все современные сайты используют крупные мягкие шрифты, которые на нём смотрятся превосходно и не режут глаз. Да, есть проблема с текстовыми редакторами, работающими в режиме plain text и мелким шрифтом на сайтах: текст выглядит слишком жёстким, и при долгой работе режет глаз. Но это проблемы совместимости со «вчерашним днём»: используйте современный софт, посещайте современные сайты - и всё будет в порядке.
Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
22/11.2022