Inno3D Tornado4 Titanium4200-8x
Введение
Не будем лишний раз распинаться о пользе интерфейса AGP 8x, которую нам обещают производители видеокарт и материнских плат. Многочисленные тесты, обсуждения в форумах и личный опыт говорят о том, что пользы от AGP 8x по сравнению с AGP 4x нет никакой. Тем не менее, компания nVidia выпустила несколько новых версий видеочипов с поддержкой AGP 8x. Это новые ревизии знакомых нам видеокарт для бюджетного сектора (GeForce4 MX440-8x), для среднего (GeForce4 Ti4200-8x) и для высокопроизводительного (GeForce4 Ti4800). Если бы новые видеочипы отличались от старых исключительно поддержкой интерфейса AGP 8x, я бы не стал писать этот обзор. Но ситуация складывается немного по-другому. Вместе с выходом новых видеочипов компания nVidia незаметно стала менять свои стандарты. Об этом говорят не только изменённые частоты новых видеочипов, но и новые видеокарты, выпускаемые производителями на основе референсного дизайна. Так почти незаметно в очень существенную часть видеокарт на базе GeForce4 MX440-8x и GeForce4 Ti4200-8x "вкрался" видеовход, ранее отсутствовавший на большинстве графических плат такого уровня. Так, например, nVidia порекомендовала выпускать GeForce4 Ti4200-8x именно со 128 Мб памяти на борту. Малозаметные изменения начинаешь ощущать лишь когда открываешь свежий прайс-лист и ищешь себе новую видеокарту. И что же представляется взору? Новые графические карты на чипах nVidia с поддержкой AGP 8x вытесняют старые, а стоят при этом дороже. В принципе, вполне нормальная ситуация, ведь на дворе стоит 2003-й год, и я не удивлюсь, если в скором времени GeForce4 Ti4200 с 64 мегабайтами памяти начнёт исчезать из прайс-листов так же плавно и безвозвратно, как GeForce4 MX460 и GeForce4 Ti4400, снятые с производства.
Как вы, наверное, уже поняли, в видеочипах GeForce4 версии "8x" по сравнению с обычными мало что изменилось. Прежде всего, конечно же, появилась поддержка нового интерфейса AGP 8x. По сравнению с AGP 4x, новый интерфейс позволяет передавать информацию в два раза быстрее, что наглядно отображено в нижеследующей таблице.
|
Стандарт AGP: сравнение характеристик | ||||
|
AGP | Частота, МГц | Напряжение, В | Пропускная способность, Мбайт/c | Примечание |
| 1x | 66 | 3,3 | 266 | Передача одного бита за такт |
| 2x | 66 | 1,5 / 3,3 | 533 | Передача двух битов за такт |
| 4x | 66 | 1,5 | 1066 | Передача четырех битов за такт |
| 8x | 66 | 0,8 / 1,5 | 2132 | Передача восьми битов за такт |
Теоретически, новая шина должна повысить производительность в трёхмерных приложениях, использующих системную память для хранения текстур и перекачивающих эти текстуры в локальную память видеокарты в реальном времени. На самом деле, таких приложений сегодня почти нет. Все современные игры закачивают используемые текстуры в локальную память видеокарты, разгружая таким образом AGP шину. Так что на практике прирост скорости от использования нового интерфейса весьма сомнительный, по крайней мере, в обозримом будущем.
Следующее, что подверглось изменениям в новых видеочипах - это тактовые частоты графического ядра и видеопамяти. Но весь вопрос в том, на сколько? Посмотрим ещё на одну таблицу.
|
Видеочип | NVIDIA GeForce4 Ti4200 64 Мб | NVIDIA GeForce4 Ti4200 128 Мб | NVIDIA GeForce4 Ti4200-8x 128 Мб |
| Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
| Техпроцесс | 0.15 мкм | 0.15 мкм | 0.15 мкм |
| Шина памяти | 128 бит DDR | 128 бит DDR | 128 бит DDR |
| Частота ядра, МГц | 250 | 250 | 250 |
| Частота памяти, МГц | 513 МГц | 444 МГц | 513 МГц |
| Макс. объем памяти | 128 Мб | 128 Мб | 128 Мб |
| Пропускная способность шины памяти, ГБайт/с | 8.2 | 7.1 | 8.2 |
| Шина AGP | 1x/2x/4x | 1x/2x/4x | 1x/2x/4x/8x |
| Fillrate | 1000 MPixels/sec
2000 MTexels/sec | 1000 MPixels/sec
2000 MTexels/sec | 1000 MPixels/sec
2000 MTexels/sec |
Как видно, единственное изменение состоит в том, что теперь рекомендованные частоты памяти для 128-мегабайтной GeForce4 Ti4200-8x составляют 513 МГц, как на 64-мегабайтной версии обычного GeForce4 Ti4200. Естественно, это привело к некоторому увеличению пропускной способности шины памяти, но производительность графического ядра осталась прежней, а кроме того, на момент выхода новой ревизии GeForce4 Ti4200 уже существовали видеокарты на старой ревизии этого чипа с повышенными частотами. И если GeForce4 MX440-8x отличался от обычного GeForce4 MX440 ещё и увеличенной частотой графического ядра, то в этом случае ядро работает на прежней частоте. Всё это говорит нам о том, что ждать прироста производительности от новых GeForce4 Ti4200-8x по сравнению со старыми GeForce4 Ti4200 не стоит. Как бы то ни было, но нам надо знать что же представляют видеокарты на новых чипах. Сегодня мы рассмотрим вполне стандартную плату на базе чипа GeForce4 Titanium4200-8x от компании Inno3D.
Inno3D Tornado4 Ti4200-8x
Компания Inno3D обычно не идёт на эксперименты с графическими платам. Тихо и мирно она выпускает видеокарты по эталонному дизайну nVidia, стараясь во всём следовать рекомендациям гиганта видеоиндустрии. Как результат, мы получаем вполне стабильные и качественные платы с заурядным разгоночным потенциалом.

Эти видеокарты поставляются обычно в Retail-комплектации, в небольших зеленоватых коробках, на которых указан тип вложенной платы, объём видеопамяти на борту, наличие ТВ-выхода, видеовхода и DVI-разъёма.

Внутри, кроме самой платы находятся комплект шнуров для подключения видеокарты к телевизору, переходник DVI-VGA, книжечка с пятью компакт-дисками, инструкция по использованию графической платы и коврик для мышки - фирменная "примочка" всех Retail-видеокарт от Inno3D.

На нашей видеокарте имеется ТВ-выход и видеовход, поэтому в комплекте к ней поставляется специальный переходник-разветвитель с комбинированного девятиконтактного S-Video разъёма на два композитных. Кроме этого, здесь так же имеется переходник S-Video-Composite с довольно длинным шнуром. Странно, ведь раньше Inno3D вкладывала в коробочку с видеокартой обычный переходник S-Video-Composite со шнуриком длинной несколько сантиметров и длинный кабель Composite-Composite, которого теперь нет. В принципе, ничего страшного, ведь этот кабель не так уж сложно купить на рынке.

Сама видеокарта, как это и положено, запакована в целофановый пакетик и запечатана, чтобы было видно, что мы - первые, кто её открыл. Ну что же, раз мы её достали из коробки, пришло время посмотреть на неё повнимательнее.
Беря плату в руки
Достаём видеокарту из коробки. Ну что же, небольшое разочарование. Лично я ожидал увидеть немного изменённый дизайн по сравнению с обычными видеокартами на GeForce4 Ti4200. Нет, ни компания nVidia, ни Inno3D не стали изменять дизайн видеокарт на чипах GeForce4 Ti4200-8x. И если GeForce4 MX440-8x в новом воплощении обзавёлся хотя бы памятью формата BGA, то в случае с Ti4200-8x всё осталось по-прежнему, и это не смотря на то, что сегодня многие производители уже выпускают Ti4200, сделанные по конструкции Ti4600 с более мощным блоком питания и чипами памяти в корпусах BGA. Ну, в общем-то, это и не столь важно.


Небольшая печатная плата, покрытая чёрным лаком. Уже давно все видеокарты от Inno3D имеют чёрный цвет. На первый взгляд, никаких отличий от прошлых видеокарт на Ti4200. Разве что, наклейка на обратной стороне видеокарты говорит о том, что она поддерживает AGP 8x и имеет 128 Мб видеопамяти на борту.
На видеокарте в дополнении к обычному VGA выходу установлен DVI порт и комбинированный девятиконтактный разъём ТВ-выхода/видеовхода. Вообще-то, компания Inno3D любит выпускать одну и ту же версию видеокарты с DVI разъёмом и без него, причём это относится не только к бюджетным платам на GeForce4 MX, но и к более дорогим на GeForce3 Ti200. У нас нет информации, будут ли выпускаться Tornado4 Ti4200-8x без DVI разъёма, хотя лично я надеюсь, что этого не будет, поскольку DVI сегодня становится таким же стандартом, как и аналоговый VGA порт. Для подключения к Tornado4 Ti4200-8x телевизора и видеомагнитофона используется специальный кабель-разветвитель, о котором мы говорили раньше. Вообще, в установленный на плате девятиконтактный разъём можно подключить и обычный S-Video кабель, если вы планируете использовать только ТВ-выход, или наоборот только видеовход.

Функционально за ТВ-выход и видеовход отвечает установленый чип Philips SAA7108E. За вывод изображения на плоскопанельный монитор через DVI порт отвечает трансмиттер Silicon Image SB10172AB.

На "сердце" видеокарты, чипе GeForce4 Ti4200-8x установлен массивный алюминиевый кулер. По своим габаритам и размерам вентилятора, этот кулер даже больше, чем на Inno3D Tornado4 Ti4600, именно он и придаёт видеокарте больший вес. Правда, рёбра радиатора данного кулера слишком толстые и обработаны с халтурой - неровные края и заусенцы видны даже на фотографии, так что уровень шума, выдаваемый видеокартой, относительно высок. Однако, между кулером и видеочипом имеется слой кремниевой термопасты, в следствии чего к охлаждению претензий быть не должно. Работает кулер достаточно громко.

Сам чип имеет ревизию А1. Цифры 4200 в самом низу означают, что это GeForce4 Ti4200, а маркировка "Ti-8x" говорит о том, что мы имеем дело именно с NV28, то есть той версией, которая поддерживает AGP8x. В случае, если имеются сомнения по поводу той, или иной видеокарты, различить "старый" от "нового" Ti4200 очень просто, сняв с видеокарты кулер и прочитав маркировку чипа.
Все 128 мегабайт видеопамяти представлены восемью чипами DDR SDRAM производства Samsung. Как я уже упоминал, эти чипы используют старый прямоугольный корпус, не BGA, вследствие чего ожидать от видеопамяти высоких результатов разгона бесполезно.

Очень интересно, что судя по маркировке, данная память имеет время цикла 4.0 нс. Это означает, что её номинальная частота составляет 250(500) МГц (в скобках указана эффективная частота DDR памяти). Но номинальная частота видеопамяти на GeForce4 Ti4200-8x, по рекомендациям nVidia, должна равняться 513 МГц. И компания Inno3D строго следует тому, что рекомендует производитель графических чипов. Что это означает? Так и есть: по умолчанию видеопамять разогнана. И хотя разгон здесь очень несущественный - всего 6(13) МГц, всё же немного неприятно. Насколько мне известно, даже на референсных платах GeForce4 Ti4200-8x от nVidia установлена такая же видеопамять, и она так же точно разогнана. В процессе испытаний мы заметили, что чипы видеопамяти очень сильно греются при работе видеокарты в 3D-приложениях. На мой взгляд, здесь можно было бы установить и радиаторы для памяти. Хотя, точно сказать о целесообразности их установки мы сможем только попытавшись разогнать видеокарту.
Разгон
По умолчанию плата Inno3D Tornado4 Ti4200-8x работает на частотах 250/513 МГц. При разгоне мы не использовали какого-либо дополнительного охлаждения, оставив видеокарту в том состоянии, в котором она продаётся. Плата устанавливалась в открытый корпус компьютера, чтобы как можно больше исключить влияние нагревательных элементов (винчестера, процессора) на температуру её компонентов и чтобы не привязываться к температурному режиму одного какого-либо компьютера. Температура в комнате на момент тестирования составляла +22оС. Графическое ядро стабильно смогло заработать лишь на частоте 280 МГц. Прирост частоты здесь не такой уж и большой - 30 МГц, или чуть больше 10%. При этом, с обратной стороны видеокарта под центром чипа очень сильно грелась и возможно, замена кулера на более производительный привела бы к ещё более существенным показателям разгона. Видеопамять, которая изначально была разогнана на видеокарте, оказалась менее восприимчивой к повышению частоты и смогла заработать на 570 МГц. И снова мы имеем дело с приростом скорости, чуть большим, чем 10%. В принципе, требовать большего от этой видеопамяти мы и не могли, ведь данный тип упаковки памяти уже практически отжил своё, и возможно семейство GeForce4 станет последним пристанищем среди видеокарт, где своё место найдут чипы DDR SDRAM в старом формате TSOP.
Ну что же, пришло время протестировать новую видеокарту и сравнить её с теми, что имеются сегодня на рынке графических акселераторов.
Тестирование
Достаточно разговоров о том, как выглядит видеокарта, и что мы ожидали от nVidia и Inno3D. Теперь самое время проверить, насколько же она быстрая в сравнении со своими многочисленными конкурентами.
| Тестовая система | |
|
Процессор |
AMD Athlon XP 1800+ |
| Материнская плата | |
| Память |
512 Мб DDR333 |
| Видеокарты | |
| Жёсткий диск |
Quantum 30Gb AS+ 7200 RPM |
| Монитор |
LG Flatron 795FT Plus |
| Драйвера | |
| ОС |
Windows XP Professional |
На момент написания обзора видеокарта Inno3D Tornado4 Ti4200-8x со 128 Мб памяти, DVI портом, видеовходом и ТВ-выходом стоила в районе 190$. Это достаточно высокая цена, причисляющая данную видеокарту к средней ценовой категории. Доплатив чуть больше, можно купить китайскую GeForce4 Ti4600. Но имеет ли смысл платить больше? Мы постараемся ответить на этот вопрос результатами наших тестов.
Пока же поговорим о качестве 2D изображения. По традиции, видеокарты Inno3D имеют очень неплохое качество 2D, благодаря которому видеокарты вполне подходят для использования на 17" и 19" мониторах. Замыливания не наблюдалось ни в 1024x768, ни в 1280x1024. В более высоких разрешениях "мыло" уже проглядывалось, но не очень сильно. В целом если оценивать качество 2D изображения видеокарты Inno3D Ti4200-8x по пятибальной шкале, то четвёрку она уверенно заслужила.
Обратите внимание, что использовавшаяся в наших тестах материнская плата SOYO DRAGON KT400 Platinum Edition построена на системном чипсете VIA KT400 и поддерживает стандарт AGP 3.0 с передачей данных со скоростью 8x (проще говоря, поддерживает AGP 8x). Из всех протестированных видеокарт только GeForce4 Ti4600 не поддерживает AGP8x, а остальные видеокарты работают именно на AGP8x. Надеюсь, что мы увидим разницу в скорости. В тестировании мы будем использовать Tornado4 Ti4200-8x в номинальном и разогнанном режимах. Наверное, излишне будет повторять, что все запускаемые нами тесты работали при 32-битной глубине цвета. Начнём, по традиции, со скорости 2D.
PCMark2002
Из тестового пакета PCMark2002 нас интересует только та часть, которая относится к скорости вывода изображения на экран. PCMark2002 поддерживает новый тип вывода 2D изображения, реализованный в операционной системе WindowsXP. Все видеокарты тестировались здесь в номинальных режимах, при штатных частотах, со стандартными настройками драйверов.
| PCMark2002 тесты 2D | ||||
|
Видеокарта/Тест | GeForce4 Ti4600 | GeForce4 Ti4200-8x | GeForce4 MX440-8x | Xabre 600 |
| Lines | 17590.1 | 17733.7 | 17526.1 | 14475.4 |
| Ellipses | 5871.07 | 5893.11 | 5888.54 | 5185.34 |
| Arcs | 11936.0 | 12005.3 | 11987.3 | 10903.3 |
| Beziers | 7695.65 | 7715.86 | 7691.84 | 6771.71 |
| Curves | 1629.15 | 1629.91 | 1629.54 | 1484.26 |
| Filled Ellipses | 27143.1 | 28643.0 | 28334.6 | 14596.2 |
| Gradient Boxes | 31.508 | 31.119 | 31.129 | 41.97 |
| Gradient Polygons | 9.256 | 9.398 | 9.447 | 11.728 |
| Filled Pies | 18749.2 | 19556.3 | 19537.5 | 8892.9 |
| Images | 636.57 | 637.29 | 645.311 | 466.55 |
| Cached Bitmaps | 7416.66 | 8723.67 | 8740.05 | 1736.65 |
| Strings | 198088 | 203788 | 200237 | 212634 |
Ну что же? Тесты 2D-графики не требуют больших вычислительных мощностей процессора, и как видно из таблицы, интенсивно нагружают шину AGP. В итоге, GeForce4 Ti4600, имея частоту 300/650 МГц, но работая на шине AGP-4x, проигрывает GeForce4 Ti4200 с частотами 250/513 МГц, но работающую на шине AGP-8x. Результат, как говорится, налицо. Ни в одном тесте GeForce4 Ti4600 не побеждает, уступая кое-где даже Xabre 600. Неплохое начало, и пора перейти к тестам 3D-графики.
3DMark2001SE
Придёт время, и мы скажем, что 3DMark2001SE уже не удовлетворяет современным требованиям к тестам. А пока что это единственный инструмент, дающий нам возможность посмотреть на производительность видеокарты, так сказать, в деталях. И первым делом мы посмотрим на официальные результаты всех видеокарт в нашем тесте.

Конечно же, отставание по частоту у GeForce4 Ti4200-8x даёт о себе знать. И в этом тесте безоговорочно лидирует GeForce4 Ti4600, ни капли не уступая конкурентам, хотя не могу не признать, что GeForce4 Ti4200-8x слишком уж близко подбирается к T4600. Рассмотрим игровые тесты в отдельности.

Тест со сложной сценой показывает нам, что при недостаточно быстром для него процессоре, разница между GeForce4 Ti4600 и Ti4200 совсем уж небольшая. В низких разрешениях даже Xabre 600 может составить конкуренцию видеокартам от nVidia.

Другое дело - более быстрый тест Game 2, в котором частота видеокарты играет очень большую роль. Мы видим, что прирост скорости от разгона Ti4200-8x составляет почти 10%, что пропорционально приросту частоты. И разница между Ti4200-8x и Ti4600, работающих на номинальных частотах, здесь уже весьма значительная.

В третьем игровом тесте мы снова не видим особой разницы между видеокартами на ядре GeForce4 Titanium. И разница в их скорости проявляется лишь в высоких разрешениях, в которых, как обычно, пропускная способность шины видеопамяти значит очень и очень много.

Тест Game 4 был пройден всеми видеокартами, кроме Tornado4 MX440-8x на чипе GeForce4 MX440-8x. Этот чип не поддерживает DirectX 8, в частности, пиксельные шейдеры, поэтому и пропускает данный этап нашего соревнования. Здесь разница между Ti4200-8x и Ti4600 составляет около 15%, и комментарии здесь излишни.
Перейдём от синтетических тестов к реальным приложениям, и посмотрим, как видеокарты будут вести себя в современных играх.
AquaNox AquaMark 2.0
Бенчмарк AquaMark 2.0 представляет собой демо-версию игры AquaNox со встроенными тестовыми функциями. AquaMark для рендеринга сцены использует заданный объём текстур, который можно выбирать в меню игры. Так как в наших тестах две видеокарты имеют объём видеопамяти, равный 64 Мб, а другие две - 128 Мб, то было принято решение выбрать объём текстур, равный 24 Мб. В этом случае все текстуры вместятся в локальную память всех тестируемых видеокарт.

Я думаю, что про разницу между GeForce4 Titanium и GeForce4 MX говорить не имеет смысла. Высокопроизводительные видеокарты на ядре NV25 и NV28 здесь вырываются далеко вперёд. И мы видим, что отставание Ti4200-8x от Ti4600 растёт с ростом разрешения и достигает почти 20% в разрешении 1600x1200.
Unreal Tournament 2003
Игра Unreal Tournament пришла на смену в качестве бенчмарка уже поднадоевшей Quake III Arena. Здесь используются вершинные шейдеры и на один пиксель может накладываться до 3 текстур. В этой игре все настройки изображения устанавливались в режим "High", после чего запускался бенчмарк Flyby-Antalus.
Это уже не просто тест - эта реальная игра, в которой наглядно демонстрируется превосходство GeForce Ti4600 над Ti4200, хотя если принимать во внимание, что первая видеокарта показывает в самом высоком разрешении 60.4 кадров в секунду, а вторая - 50.2, то о разнице можно и не говорить - в данном случае играбельность на двух картах одинаковая. А вот если сравнивать GF4 Titanium с GF4 MX, или с Xabre 600, то здесь превосходство очевидно.
Цифры говорят сами за себя, но мы подытожим всё вышесказанное и сделаем выводы.
Выводы
В очередной раз мы имеем дело с официальным разгоном от компании nVidia. Здесь достаточно сказать лишь то, что в скором времени видеокарты на обычных GeForce4 Ti4200 исчезнут из продажи, оставив место GeForce4 Ti4200-8x. Как мы убедились, польза от применении интерфейса AGP 8x всё же есть, хотя и незначительная.

Что же до самой видеокарты от компании Inno3D, выполненной на базе Ti4200-8x, то выводы можно было предопределить. Компания Inno3D уже давно выпускает видеокарты, которые стоят как безымянные, но обладают высоким качеством и неплохой разгоняемостью. Конечно же, жаль, что Inno3D не стала следовать примеру прочих компаний-производителей и менять оригинальный дизайн для Ti4200 на дизайн Ti4600, благодаря чему можно было бы получить более высокие результаты разгона. Но это уже политика компании, с которой особо не поспоришь. Сама видеокарта обладает хорошим качеством 2D-изображения, работает стабильно и неплохо гонится. По скорости она, конечно же, не достаёт до более старших моделей на базе Ti4600, но благодаря низкой цене, может поспорить с ними по соотношению цена/производительность.
Наличие ТВ-выхода, видеовхода, DVI разъёма и традиционно оригинальный комплект поставки. Это достоинства видеокарты. Недостатков не найдено.
Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
19/01.2003








