GigaByte GA660 Plus

Фирма GigaByte известна пользователю не столько своими видеокартами, сколько материнскими платами. Но на этот раз нам на тестирование попала именно видеокарта GA660 Plus, собранная на чипе nVidia RivaTNT2-A. Этот видеочип представляет собой модификацию известного всем Riva TNT2. В отличие от своего предшественника, RivaTNT2-A сделан по 0.22 мкм технологии, что позволяет ему работать на больших частотах, чем стандартная Riva TNT. Таким образом, Riva TNT2-A являет собой нечто среднее между TNT2 и TNT2 Ultra. Однако, видеокарты на TNT2-A стоят столько же, сколько и видеокарты на TNT2.

Беря плату в руки

Видеокарта GigaByte GA660 Plus имеет характерный для продуктов GigaByte синий цвет печатной платы. Видеокарта имеет AGP 4x конструктив. Джамперы для перестановки в AGP2x/4x режим отсутствуют. Карта отлично работает и в материнских платах, имеющих только AGP 2x слот. На плате установлено 32 мегабайта 6нс памяти SDRAM в четырёх микросхемах. На плате имеется множество не распаяных разъёмов для VIP-коннектера, микросхем вывода изображения на экран телевизора и плоскопанельный монитор. Микросхема BIOS запаяна на плате, что делает делает невозможным её простую замену в случае повреждения. Кстати, BIOS имеет версию 2.05.1303 и может быть легко обновлён при помощи специальных программ. Рядом с BIOS расположен джампер, переключающий карту в Turbo режим, но к нему мы вернёмся позже. На видеочипе установлен очень низкий кулер, имеющий достаточно тонкий радиатор и низкий вентилятор. Такой низкий кулер хоть и лучше, чем обычный радиатор, но всё же не способен обеспечить должного охлаждения.

GA660 Plus вид спереди

Вот почему для охлаждения чипа TNT2-A в платах GigaByte применена технология Dual Cooling. Суть этой технологии в том, что на задней стенку видеокарты, прямо под чипом расположен дополнительный радиатор. Так как все чипы серии TNT имеют BGA корпус, то они рассеивают тепло в обоих направлениях - вверх и вниз. С верхней части тепло обычно убирается при помощи кулера, а нижняя часть чипа нагревает печатную плату. Многие оверклокеры уже давно обратили на это внимание и устанавливают дополнительный кулер на заднюю стенку платы. Фирма GygaBite режила помочь им, предустановив там радиатор. Сам радиатор имеет большие, чем чип длину и ширину, однако его высота составляет всего пару-тройку миллиметров. Благодаря такой малой высоте, он не вызывает проблем с совместимостью, однако и толку от него не много.

GA660 Plus сзади

Для укрепления системы охлаждения на карте по диагонале чипа TNT2-A просверлены два отверстия. Сквозь них продеваются две пластиковых заклёпки, надёжно закрепляя два радиатора. Такой способ крепления очень хорош тем, что легко позволяет менять кулер на чипе.

Сняв верхний кулер, мы обнаруживаем, что в качестве теплового интерфейса вместо термопасты используется липкая плёнка, наклееная на радиаторе. Такой тепловой интерфейс всегда хуже, чем обычная термопаста.

Чип TNT-2

Сняв кулер с чипа, мы обнаруживаем обычный чип Riva TNT2. Ничто в этом чипе не говорит о его принадлежности к серии A и о 22 мкм технологии его изготовления. Возможно, только маркировка, которую не по силам расшифровать обычному покупателю. А так как технологию изготовления измерить невозможно, начинают закрадываться сомнения: действительно ли это TNT2-A чип? Ведь вполне возможно, что фирма GigaByte просто перемаркировала все свои TNT2 видеокарты в TNT2-A. Сравнив этот чип с другими TNT2 чипами, мы нашли только одно отличие (кроме ужасно длинной маркировки) - это C1. На других чипах надписи C1 не было. Однако, так как сегодня все чипы TNT2-A на видеокартах закрыты радиаторами, то проверить надпись на чипе в магазине нельзя (хотел бы я посмотреть на того продавца, который разрешит покупателю при осмотре видеокарты отодрать от неё кулер).

Говоря о внешнем виде платы, нужно отметить оригинальность исполнения, заключающуюся не только в двойном охлаждении и синем цвете платы, но и в использовании более медленной памяти SDRAM.

Драйвера и утилиты

В красочной коробке с видеокартой кроме самой видеокарты и руководства пользователя на английском и китайском языках можно найти ещё 2 диска с драйверами, утилитами и играми.

Драйвера

Сами драйвера, предоставляемые с платой выполнены на основе Detonator 2.08. Ничем особенным они не отличаются, разве что позволяют непосредственно из драйверов изменять частоты работы памяти и ядра. Кстати говоря, если вы слишком переусердствовали с разгоном и ваша операционная система не запускается, то для этого GigaByte поставляет специальную утилиту, позволяющую из Safe Mode Windows возвращать частоты на место.

Разгон драйверов

Также вместе с драйверами инсталлируется утилитка, которая находясь в Systray может одним щелчком менять разрешение, частоту обовления экрана, глубину цвета и т.д.

Меню

Утилиты

Утилиты, предоставляющиеся с видеокартой предоставлены фирмой Cyberlink. И представляют собой набор мультимедиа программ PowerPlayer.

Cyberlink

PowerPlayer может просматривать видеофайлы, прокручивать различные аудиофайлы, музыкальные диски, видеодиски и т.д. Меню выполнено в виде пульта дистанционного управления и покажется удобным тем пользователям, кто каждый день держит в руках подобные пульты. Ничем таким, что бы выделяло его среди множества других подобных программ PowerPlayer не обладает. Конечно, некоторым покажется удобным, когда все медиа файлы проигрываются одной программой. Но мне такие плееры вскоре после установки начинают надоедать. Хотя, кому как.

Powerplayer

Photoplayer. Ещё одна интересная программа от CyberLink - это PhotoPlayer. PhotoPlayer являет собой просмотрщик графических файлов с несколько расширенными возможностями. Расширенные возможности заключаются в том, что из любой картинки PhotoPlayer позволяет "на лету" создать открытку. Нужно это, или нет - решать пользователю. А вот недостаток PhotoPlayer виден сразу - неудобный интерфейс. Даже привыкнув к такому интерфейсу, всё равно хочется использовать что-то другое. Кроме того, при открытии директории с большим количеством файлов PhotoPlayer слишком долго читает их, прежде чем начать просмотр.

PhotoPlayer

PowerDVD. Последняя утилита, о которой я хочу сказать - PowerDVD, DVD плеер. Интерфейс этого плеера знаком каждому, кто использовал WinDVD, или ZoranDVD Player. Потому что у всех этих плееров общие корни и одинаковый интерфейс в форме лицевой панели DVD деки.

PowerDVD

Вполне стандартный плеер, ничем не отличающийся среди остальных.

Final Reality 1.01. Знаменитый DirectX5 бенчмарк от Remedy Intertainment также включён на диск с утилитами. Подробнее об этом бенчмарке написано в нашем обзоре.

Игры

Future Cop - демо версия игры от Electronic Arts. Суть игры в том, что по сумасшедшему городу бродит сумасшедший робот, внутри которого сидит сумасшедший полицейский и мочит не менее сумасшедших преступников различным оружием. В игре доступны всего два уровня. Есть возможность играть вдвоём на одном компьютере.

Future Cop

Игра работает через Direct3D. Разрешение - 640x480x16. Обилие световых эффектов, невзрачные модели и ужасные текстуры - всё это отдаёт дешёвой приставщиной. Включать такую игру в одну коробку с TNT2 - просто кощунство.

SuperBike Championship. Чемпионат на супермотоциклах. К сожалению, только демо версия, опять же от Electronic Arts. Как можно догадаться, в игре вам придётся гонять на супермотоциклах по гладким американским дорогам в компании таких же мотоциклистов. Вообще, сделать эмулятор мотоцикла намного сложнее, чем эмулятор машины и, что скрывать, невозможно на обычном компьютере. Однако, EA достигла в этом больших успехов.

SuperBike Championship

Игра работает через Direct3D. Быстро и качественно.

Populous. Это - трёхмерная стратегия от Bullfrog. В процессе игры вам предстоит управлять туземцами и вести их к лучшей жизни. К сожалению, только демо версия.

Populous

Игра работает через Direct3D, позволяет устанавливать различные разрешения и выглядит весьма красиво.

The Need For Speed III. Известная всем игра от Electronic Arts полностью поставляется с видеокартой GA660 Plus. Игра идёт на отдельном диске. Это - единственная полная игра, поставляющаяся в комплекте. Для тех, кто не знает, что это такое, я скажу, что NFS3 - один из лучших автосимуляторов. В игре есть целый парк машин на ваш выбор, включая полицейские машины с сиренами и мигалками.

The Need For Speed III

Игра работает через Direct3D, позволяет устанавливать высокие разрешения, поддерживает только 16-битный цвет.

Из поставляемого программного обеспечения только PowerDVD и The Need For Speed III достойны внимания. Остальное ПО служило одной цели - забить чем-то два CD.

Разгон

Так как в видеокарте GA660 Plus использован чип RivaTNT2-A, то номинальные частоты - 166/150 МГц. Несколько необычно, что частота ядра больше частоты памяти. Напомню, что ядро обычной TNT2 работает на частоте 125 МГц. То есть, по сравнению с обычными TNT2, TNT2-A уже как бы разогнанная.

Однако, разгон в этой плате - вещь как бы официальная. В начале обзора я упоминал о джампере, переводящем плату в Turbo режим. Обычно, видеокарты гонятся программным путём - с помощью драйверов, или специальных утилит. Здесь же мы имеем дело с принуждённым аппаратным разгоном.

В замкнутом состоянии джампера видеокарта работает, как уже отмечалось, на частотах 166/150 МГц. Если разомкнуть джампер, то частоты поднимутся до 175/175 МГц. Видеокарта перейдёт в режим Turbo. Однако, как в разомкнутом, так и в замкнутом состоянии джампера возможен программный разгон. Причём, в обе стороны. То есть, в Turbo режиме можно понизить частоты до 166/150 МГц и ниже. А в обычном режиме можно программно повысить частоты до 175/175 МГц и выше. Зачем же тогда вообще нужен режим Turbo? Для тех, кто использует референсные драйвера и не имеет программ для разгона? Или, просто не хочет доверять такое важное дело, как разгон программе?

Остаётся сказать, что в отличие от старых компьютеров, в которых режим Turbo просто переводил процессор в номинальный режим работы с более низких частот, здесь Turbo действительно разгоняет видеокарту.

В обычном режиме и в режиме Turbo видеокарта работает стабильно.

Конечно, 175/175 МГц лучше, чем 166/150 МГц. Но и это - не предел. Поэтому для выяснения максимальных возможностей видеокарты, мы начали её разгонять.

Память видеокарты, не смотря на свою 6 нонасекундность, заработала на 194 МГц. В этом режиме даже в 2D на экране появлялись глюки и артефакты. На 192 МГц глюки были только в 3D приложениях. 191 МГц поглюкивал, но работал. На 190 МГц глюков не было ни в 2D, ни в 3D даже при продолжительной работе.

Другое дело с ядром. Ядро работало на 185 МГц. Но в таком режиме после запуска 3D приложений компьютер зависал. При понижении частоты зависания не исчезали, но появлялись всё реже. На частоте 180 МГц было достигнуто максимальное соотношение стабильность/производительность.

Итак, максимальные частоты, которых удалось добиться, не изменяя охлаждения платы - 180/190 МГц. Вспомним, что Asus V3800 позволял также устанавливать частоту ядра 180 МГц, не имея радиатора на задней стенке. Сразу появляются сомнения в целесообразности установки такого дополнительного охлаждения.

Не смотря на использование технологии Dual Cooling, на 22 мкм процесс изготовления видеочипа, на использование 6 нс памяти, максимальные частоты для разгона составили 180/190 МГц. Это больше, чем у многих TNT2 карт и меньше чем можно разогнать TNT2 Ultra.

Тестирование OpenGL

Для тестирования использовалась следующая система:

  • Celeron 500

  • 128Mb SDRAM

  • HDD Quantum

  • Drivers Detonator 5.13

Для сравнения мы взяли видеокарту Asus V3800 AGP. Тестирование проводилось в штатном и разогнанном режимах для каждой карты. Условия тестирования для обоих видеокарт были одинаковыми.

Прежде всего, хочу сказать про тестирование GA660 Plus. Эта видеокарта вообще вела себя крайне странно во многих тестах. Некоторые тесты просто зависали, или вываливались в Desktop Windows. Это наблюдалось как в обычном режиме, так и в Turbo.

В игре Quake 2 вообще творились чудеса. Разогнаная до 180/190 МГц карта показывала в разрешениях от 640х480х16 до 1280х1024х32 одинаковый результат - 29.3 FPS. Эксперименты с настройками как Quake2, так и драйверов не дали ничего. Я не хочу сказать, что у всех владельцев этой карты могут возникнуть такие проблемы, но у меня возникла. С видеокартой Asus V3800 на этих же драйверах подобной проблемы не возникло.

В Quake III Arena всё было отлично. Проблем не возникало. Поэтому, смотрите результаты.

Quake III

Как мы видим, если не разгонять обе видеокарты, то благодаря работе на более высоких частотах, GA660 Plus обгоняет Asus v3800. Однако, на частоте ядра 180 МГц в низких разрешениях выигрывает Asus благодаря более быстрой памяти, а в высоком разрешении скорости практически равны.

Стоит добавить, что в разрешении 1024х768 High Quality все настройки были включены на максимум, даже Geometry Details, которая в High Quality установлена на один шаг меньше максимума.

Тестирование Direct3D

Для тестирования скорости Direct3D использовались тесты Final Reality и 3DMark 99.

DirectX5

Проверка работоспособности DirecX5 - важная задача. С помощью Final Reality мы выясним, лучше ли TNT2-A обычного TNT2 в штатных и разогнанных режимах.

Final Reality

Сразу бросается в глаза несомненное превосходство GA 660Plus в тестах City Scene и Robots. Даже неразогнанная GA660 Plus обгоняет разогнанную V3800. Это стоит рассматривать как достоинство GigaByte, так и недостаток Asus. Однако, в тесте 25 Pixel V3800 cтабильно обгоняет GA660 Plus. Результаты Chaos Zoomer практически не зависят от разгоа, и опять же здесь GA660 Plus лучше.

DirectX6

Большинство сегодняшних игр используют именно этот стандарт. Именно поэтому нам не нужны T&L тесты для проверки работоспособности TNT2. Здесь есть место только 3DMark 99 Pro.

Game1 16-bit

 

Game1 32-bit

Здесь всё как и полагается по штату. В номинальном режиме GA660 Plus значительно обгоняет видеокарту v3800. При разгоне за счёт более быстрой памяти v3800 выходит вперёд.

Game2 16-bit

 

Game2 32-bit

При использовании мультитекстурирования положение усиливается. Если не разгонять, то GA660 Plus быстрее.

Выводы

Видеокарта GigaByte GA660 Plus показывает хорошую производительность как в Direct3D, так и в OpenGL тестах. Более высокие штатные частоты делают её более выгодной покупкой, чем большинство TNT2 карт при одинаковой цене. Способность разгоняться также выше, чем у большинства TNT2 карт. Технология Dual Cooling скорее улучшает внешний вид карты, чем её охлаждение. Поэтому, для серьёзного разгона придётся заменить кулер, который здесь меняется довольно легко.

Использование дешёвой и медленной памяти SDRAM портит всё дело и сводит на нет все перспективы этой карты.

Поставляемое с видеокартой программное обеспечение большей своей частью абсолютно бесполезно и пригодиться только истинным ценителям мультимедиа. Драйвера на диске старые, да и сама фирма GigaByte не очень-то утруждает себя написанием драйверов.

Если вы решили купить недорогую 32 Мб TNT2 карту, то присмотритесь к GA660 Plus. Тем более, что при одинаковой цене на TNT2 и TNT2-A выгоднее покупать последнюю. Но если же вы - профессиональный геймер, любящий выжать из железки всё, на что она способна - эта карта не для вас. Присмотритесь к продукции от Creative, или Asus.

Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
29/09.2000



Copyrights © 1998-2025