EliteGroup SiS 315
Введение
Наверное, так устроен человек, что не нравится ему спокойная жизнь. А обычный продвинутый пользователь, - тот и вовсе не может спокойно жить, если в его компьютере всё также, как и у других. И никакими экономическими формулами не объяснить, почему чем больше популярность у гигантов nVidia и ATi, тем больше людей смотрят в сторону аутсайдеров и сторонних решений. В этой стороне и находятся такие производители, как Trident со своим чипом Blade3D, STM KYRO/II, или тот же самый SiS. А теперь ответьте мне, какая видеокарта имеет T&L движок, аппаратную поддержку стереоочков, ТВ-выход и стоит меньше 50$? Это не GeForce2, - это SiS 315. Видеокарты SiS всю жизнь старались обходить стороной, не смотря на то, что никто не знал, чем вызвана такая негативная реакция на них. Возможно, аллергия осталась со времён VGA карт SiS низкого качества, потому что последние чипы, такие как SiS 305, вообще российский пользователь не встречал. Всё, что мы могли знать о видеокартах SiS, мы узнавали из встроенной графики в материнские платы на системных чипах той же компании. Сегодня мы посмотрим на видеокарту на чипе SiS 315 от компании EliteGroup. Вы думали, что ECS производит только материнские платы? Я тоже так думал, но теперь нашей основной задачей является выяснение правды про видеочип SiS 315 на примере платы производства именно той самой EliteGroup, что сделала DDR платформу доступной широкому пользователю.
SiS 315
По сравнению с ним KYRO II кажется самой известностью. Про этот чип неизвестно почти ничего. На сайте компании SiS про эту модель очень мало информации, поэтому говорить о его технических особенностях очень трудно. Следовательно, не судите строго, если в обзоре я допущу неточность относительно архитектуры этого чипа. Ещё раз напомню вам, что SiS 315 - это та самая тёмная лошадка, которую мы с вами выведем на чистую воду. Для начала давайте посмотрим на характеристики чипа, заявленные компанией SiS.
Характеристики SiS 315
-
256-битное графическое ядро
-
Встроенный T&L движок второго поколения
-
Поддержка компрессии текстур S3TC/DXTC
-
Два пиксельных конвейера
-
Два текстурных модуля
-
Поддержка DirectX 7 и OpenGL
-
Поддержка до 128 Мб памяти SGRAM / SDRAM / DDR SDRAM / DDR SGRAM
-
128-битный, или 64-битный интерфейс памяти
-
0.15 мкм процесс
-
Частота ядра 166 МГц
-
RAMDAC 375 МГц
-
Встроенный интерфейс 3D очков
-
Поддержка компенсации движения
-
Поддержка FSAA
-
Используется совместно с чипом видеовыхода SiS 301 для организации поддержки двух мониторов, подключения LCD панели, или телевизора.
Пока что, это всё, что мы можем сказать о SiS 315. Чтобы понять, как работает SiS 315, посмотрите на диаграмму этого чипа.

Конечно же, о числе конвейеров и блоков чипа ничего не известно. Как видно, SiS 315 может поддерживать вывод изображения на два монитора, но реально эта его функция редко используется в видеокартах. И ТВ-выход, и вывод изображения на второй монитор и LCD панель обеспечиваются только за счёт чипа SiS 301. Вот его характеристики:
Характеристики SiS 301
-
Разрешение, глубина цвета и частота обновления экрана на втором мониторе не зависят от первичного
-
Вторичный DDC интерфейс
-
135 МГц RAMDAC, поддерживающий разрешение до 1280x1024 при 85 Гц
-
Встроенный TMDS трансмиттер
-
Совместимость с интерфейсом DVI
-
Программируемый шестилинейный Anti-Flickering фильтр
-
Macro Vision ver. 7.1.L1
И всё это для одного чипа - знакомая нам интеграция SiS. Как было заявлено, SiS 315 поддерживает 64-битный и 128-битный интерфейс памяти. Сам чип, как и видеокарты на его основе, очень дешёвый. Поэтому производители видеокарт на его основе легко навешивают на видеокарту от 32 до 128 Мб памяти SDRAM, которая сегодня очень дешёва.
В принципе, это всё, что нам известно про чип SiS 315 на сегодняшний день. Поэтому давайте посмотрим, что предлагает нам один из производителей видеокарт на его основе, компания Elitegroup.
Комплект поставки
Видеокарта ECS SiS 315 поставляется в очень маленькой коробочке, которая по размерам похожа на коробочку от шоколадки, или конфет. Лично моё мнение таково, что лучше бы ECS продавала эту карту вообще без коробки, чем с такой маленькой, потому что на витрине магазина на неё никогда не обратишь внимание.

Открыв коробку, мы достаём оттуда видеокарту. Кроме неё самой, внутри лежит ещё и руководство пользователя вместе с диском драйверов.

Не смотря на то, что видеокарта оборудована ТВ-выходом, никаких шнуров в комплекте нет. Придётся обходиться своими. Руководство пользователя также хранит молчание по поводу возможностей SiS 315, и оно в духе китайских производителей, написано для четырёх моделей этой видеокарты сразу. Кстати, ни на коробке, ни на самой видеокарте не написано, сколько памяти имеется на борту. Чтобы это узнать, надо сравнить свою видеоплату с четырьмя схемами в инструкции. У нас, как оказалось, 64-Мб видеокарта с SDR SDRAM памятью. Надо бы посмотреть на неё повнимательнее.
Беря плату в руки
Видеокарта ECS SiS 315 похожа на старые недорогие карты типа первых безымянных Riva TNT, или TNT2 Vanta. Как и вся продукция компании EliteGroup, эта видеокарта относится к разряду очень дешёвых, поэтому и комплектующие её такие же дешёвые.


На панельке этой видеокарты кроме самого VGA выхода установлены также и S-Video выход, композитный ТВ-выход и гнездо для подключения стереоочков. Компания SiS всегда положительно относилась к применению LCS стереоочков в играх, а потому в последние свои чипы неизменно встраивала синхронизатор для очков. Кстати говоря, производители видеокарт частенько вкладывали стереоочки в комплекты видеокарт на SiS 305. А использовали они всегда очки от APEC, те же самые, что шли в комплекте к Deluxe видеокартам от Asus. Очки подключаются через Stereojack непосредственно к самой видеокарте, как у Asus.
Прямо возле ТВ-выхода распаян и тот самый SiS 301, о котором мы говорили раньше.

На видеокарте ECS SiS 315 он выполняет функции только ТВ-выхода, так как ни DVI, ни второго VGA-выхода на плате нет. Чуть ниже этого чипа распаяна на панельке микросхема BIOS.

В то время, как на всех современных видеокартах используются маленькие микросхемки BIOS, а на Radeon 7500 их нет вообще, компания ECS использует всё те же огромные чипы BIOS. Одно преимущество у этого есть - чип снимается и в случае порчи это может спасти видеокарту. Под BIOS-ом имеются три джампера, которые выключают ТВ-выход и режим AGP 4x. По умолчанию и то, и другое включено.
На самом видеочипе установлен стандартный пассивный радиатор, который ECS использует в своих материнских платах. Это говорит нам о том, что чип видеокарты греется весьма слабо. Шестьдесят четыре мегабайта SDRAM на плате представлены восемью чипами памяти со временем цикла 5 нс. Это означает, что номинально память может работать на 200 МГц. Напомним, что по спецификации SiS 315 имеет частоту 166 МГц. Как оказалось позже, видеокарта ECS SiS 315 работает на частоте 183/183 МГц. Восемь восьмимегабайтных 16-битных чипа памяти стоят сегодня дешёво, так что обещание SiS о поддержке больших объёмов дешёвой памяти не было пустым.
Сзади плата пустая, ничего интересующего нас на ней нет. Как мы и ожидали, ничего конструктивно интересного из себя эта плата не представляет. Разве что, выход на LCS очки. Так что давайте разбираться, что там у нас с драйверами.
Драйвера и утилиты
Писать драйвера компания SiS не любит. И появляются они настолько редко, что создаётся впечатление, что видеокарты на SiS 315 работают вообще без драйверов. Однако, это не так. Диск, поставляемый с видеокартой, содержал драйвера версии 2.04.02, которые сами установились, заняв 64 Мб на жёстком диске. Первое наше удивление было в том, что драйвера были на русском языке. Никогда бы не подумал.

В драйверах первым делом выводится информация о видеокарте. Нигде, правда, не сказано, сколько битный интерфейс используется для передачи информации в видеопамять - 64, или 128. А ведь это может быть ключевым показателем при выборе платы на чипе SiS 315. Также в драйверах очень мало настроек, отвечающих за вывод 3D изображения. И выбирать вам дозволят только разрядность Z-буфера, использование мультитекстурирования а также соотношение между скоростью и качеством. Даже выбора анти-алиасинга в драйверах нет. Это что касается 3D, а в 2D можно настраивать гамму, цветовую коррекцию, а что же до вывода видеоизображения на экран, то здесь SiS 301 вместе с хорошо написанными драйверами очень легко позволяет растягивать, сжимать и передвигать картинку. Забегая вперёд, скажу что ни в видеокартах от ATi, ни в одной видеокарте от nVidia, ни в KYRO не было так удобно настраивать ТВ-выход, как в SiS 315.

Параллельно с инсталляцией драйверов в системный трей помещается иконка программы настройки дисплея. Честно говоря, толку от неё мало, поэтому её присутствие на нашем тестовом компьютере не было долгим.
Следующая утилита, про которую просто нельзя умолчать - это 3DWizard. Вы помните, как Asus собиралась ввести поддержку возможности смотреть сквозь стены в своих драйверах? Тогда геймеры во всём мире подняли такой хай, что Asus быстренько прекратила разработку этих драйверов и замолчала об этом, хотя потом пару раз пыталась вернуться к разработке. Так вот, сейчас вы поймёте, почему я это вспомнил. Прежде всего, утилита 3D Wizard отвечает за вывод изображения для стереоочков. К нашему удивлению, поддерживались не только полупроводниковые затеняющиеся очки, но и красно-синие анаглифы. Это означает, что даже если в видеокарте SiS 315 и нет выхода для подключения LCS очков, можно использовать анаглифы, не покупая отдельные программы типа EyeSCREAM Light.

Но самое интересное мы видим на закладке "Eagle Eye". Это то, чего боялись все геймеры, а именно - нечестные возможности для нечестных геймеров. Здесь вы можете включить прозрачные стены, чтобы видеть своих врагов сквозь закрытые двери, полы и стены, а также включить каркасный режим, чтобы видеть весь уровень целиком.
В каркасом (Wireframe) режиме играть очень сложно, я бы сказал, что для меня это практически невозможно. А вот с прозрачными стенами - совсем другое дело. Немного сноровки и вы сможете перезарядить ружьё и прицелиться до того, как враг выбежит из-за угла. Конечно, это не честно, но очень интересно. Хотя, если признаться, то мне в борьбе с ботами прозрачные стены не помогали, а наоборот сбивали с толку. Ну это уже кого как. А вот как влияет включение читерских функций на производительность.
| Quake III Arena FSAA, 1024x768x32, Full Details, Demo002 | |
| Обычные стены | 30.6 FPS |
|
Прозрачные стены | 25.5 FPS |
| Каркасный режим | 33.5 FPS |
Ну что же, играть даже лучше в каркасном режиме. Только вряд ли это будет легко. А вот за прозрачные стены придётся заплатить скоростью. И что же полезнее в игре - скорость, или возможность видеть сквозь стены?
Очень интересно, что PowerStrip также, как и драйвера, да как и мы с вами, очень мало знал про SiS 315. Что он мог, так это включать и выключать полноэкранное сглаживание, компрессию текстур и 32-битный Z-буфер.
Качество и возможности
Какое качество дешёвой видеокарты вас больше интересует - 2D, 3D, или вывода на телевизор? Меня интересовало всё, поэтому мы начали по порядку проверять, что у нас с качеством.
2D
Качество вывода изображения на экран немного удивило. Прежде всего, от дешёвой видеокарты производства ECS мы ожидали худшего, хотя 375 МГц RAMDAC обещал очень чёткое изображение. Но работать на SiS 315 в разрешении большем, чем 1280x1024 я бы не рекоммендовал. Всё-таки, замыленивание проявляется уже и в нём, поэтому нормальный потолок для данной платы - именно 1280x1024. В разрешении 1024x768 работать можно, замыливания не видно.

ТВ-выход
ТВ-выход включен всегда. Поэтому видеокарту можно подсоединить к телевизору, отключив от монитора. Вы сможете видеть, как загружается операционная система, зайти в BIOS. Это очень удобно для компьютеров, специально предназначеных для просмотра фильмов. Качество вывода на телевизор достойно всяких похвал. Моргания не видно, изображение растянуто по экрану так, как и должно быть. Но даже если вам и захочется растянуть его ещё немного, или сжать, то в драйверах SiS 315 это делается очень удобными движками. В общем, ATi и nVidia отдыхают. По этому параметру SiS 315 зарабатывает твёрдую пятёрку.
3D
А вот про качество 3D я не могу сказать ни одного хорошего слова. Всё очень печально. Прежде всего, поговорим о Quake III Arena. Играя в эту игру на SiS 315, у меня сложилось впечатление, что я переключился в 16-битный цвет. Мы поставили 16-битный цвет, и стало ясно, что тот был всё же 32-битным. Небо было хуже, чем на GeForce со включенной текстурной компрессией, однако здесь компрессия была отключена.

Фильтрация была билинейной. Как мы ни пытались включить трилинейную, но она продолжала оставаться тем, что вы видите на экране. Кому-нибудь нужно объяснять, как плохо использовать билинейную фильтрацию в конце 2001 года, когда вокруг все чипы хвастаются разрядностью анизотропной?
Теперь давайте посмотрим на дизеринг. Вообще, сегодня, в двадцать первом веке, 16-битный цвет настолько не актуален, что мы вообще не обращаем на него внимания в новых видеокартах. Однако в SiS 315 он настолько плох, что про него нельзя умолчать.
Не знаю, как кто, а я бы в таком 16-битном цвете не стал играть ни за что. Уж лучше опустить разрешение и поставить 32-битный режим.
Теперь поговорим про полносценное сглаживание, то самое FSAA. Как ни удивительно, но SiS 315 тоже умеет сглаживать сцену. Из драйверов, конечно, FSAA не выставляется, поэтому для включения этой опции мы использовали PowerStrip. Полноэкранное сглаживание может быть либо включено, либо нет. Третьего не дано. По крайней мере, ни одна из существующих на момент тестирования утилит не могла разобраться с FSAA у SiS 315.
| Quake III Arena FSAA |
|
|
|
FSAA |
SiS 315 использует очень интересный метод сглаживания. Он не просто уменьшает матрицу, но и сглаживает её наподобие какого-то фильтра Blur. Отчётливо видно, что при таком сглаживании эффект лесенки хоть и пропадает, но текстуры становятся настолько размытыми, что это портит всё впечатление от игры.
Давайте посмотрим, как влияет включение полноэкранного сглаживания на скорость игры.
| Quake III Arena FSAA, 1024x768x32, Full Details, Demo002 | |
| NoAA | 30.6 FPS |
|
FSAA | 14.7 FPS |
Двоекратное падение скорости. Что это означает? Что у нас тут обычное двоекратное сглаживание с добавлением эффекта размытости. Вообще, сглаживание на SiS 315 я бы назвал не FSAA, а FSB (Full Screen Blur).
VillageMark
Этот тест расчитан на работу с видеокартами, которые умеют экономить Z-Buffer, не обрабатывая невидимые поверхности за счёт тайловой архитектуры, или какой-нибудь оптимизации. Соответственно, Z-буфер - основное слагаемое в сумме результатов скорости.

Этот тест наглядно показывает, что в Direct3D чип SiS 315 ещё имеет и проблемы с Z-буфером. Поэтому бесконечные артефакты изображения и скорость ниже 10 кадров в секунду заставят позже нас исключить этот тест из общего тестирования.

Что ещё можно сказать про качество? Ну, например в игре Aquanox на SiS 315 отсутствует туман и фильтрация текстур. Честно говоря, картинка получается не самой лучшей. В остальных играх то там, то тут SiS 315 проявляет себя не с лучшей стороны.
Разгон
Первым делом, мы решили разогнать нашу видеокарту. Конечно же, работая на 183 МГц вместо штатных 166 МГц, она уже была разогнана производителем, но это нас не остановило, ведь 5 нс память обещала минимум 200 МГц. А асинхронная работа памяти и чипа должна была помочь нам выжать как можно больше из платы. К нашему сожалению поднять частоту памяти удалось всего на 7 МГц - до 190 МГц, а чип и вовсе выше 186 МГц не соглашался работать. Отсюда мы сделали простой вывод: видеокарта не гонится, а значит будем её тестировать в номинальном режиме, на частотах памяти и чипа 183 МГц.
Тестирование
| Тестовая система | |
|
Процессор |
AMD Athlon 1200 |
| Материнская плата | |
| Память |
256 Мб DDR PC2100 |
| Видеокарты | |
| Монитор |
LG Flatron 795FT Plus |
| ОС |
Windows 98SE |
Итак, перед нами была задача - проверить по скорости ECS SiS 315. Так как наша видеокарта обладала 64 мегабайтами памяти, работая на 128-битной шине, то сравнивать её с GeForce2 MX200 было бы нечестно - всё же MX200 имеет 64-битный доступ к памяти. С ценовой точки зрения, SiS 315 намного дешевле выбранного нами GeForce2 MX400, но это зависит от производителя. Так что как бы там ни было, но мы бросили против SiS 315 один-единственный GeForce2 MX400 с 32 Мб памяти на борту.
Для тестирования использовались драйвера Detonators 23.10 и SiS 2.04.02. Обе видеокарты тестировались в номинальных режимах, так как SiS 315 отказался разгоняться. Не смотря на то, что SiS 315 стоит очень дёшево, это видеокарта 2001 года, а значит ни о каком 16-битном цвете не может идти и речи. Только 32-бит и разрешение - минимум 800x600.
2D
Начнём мы со скорости 2D. Как мы уже говорили, SiS 315 показывает хорошее качество вывода изображения на экран в разрешении вплоть до 1280x1024. Мы протестировали его в разрешении 1024x768x32. И вот какие результаты мы получили:

Вы спросите, причём здесь KYRO II? Мы добавили результаты тестирования 2D скорости этого чипа для того, чтобы вы знали, что есть что-то медленнее SiS 315. Хотя, конечно же, при работе в Windows разницы между GeForce2 MX400 и SiS 315 не заметно. Совсем забыл добавить: в 2D у SiS 315 нет никаких глюков вывода изображения.
OpenGL
Начнём, как обычно, с исследований производительности ядра SiS 315 по обработке полигонов без помощи T&L движка. Для этого нам понадобится тестовая программа 3DExercizer.

Ну что можно сказать? Конечно, перед нами практически двукратное преимущество продукта nVidia. Что это значит? Что в играх, не оптимизированных под T&L наш SiS 315 будет очень сильно уступать GeForce2 MX400. А ещё это значит, что руки у программистов SiS не совсем прямые.
Теперь перейдём к нашему любимому тесту Quake III Arena. Сегодня он уже не представляет собой что-то Hi-Tec современное, а скорее это средняя игра со средней графикой и равномерной нагрузкой на процессор и видеокарту.

Как видно, SiS 315 не выдерживает ни одного раунда и проигрывает в высоких разрешениях более чем в два раза. Тестировать SiS 315 со включенным сглаживанием не имеет смысла. Для этого, чтобы получить играбельные результаты, пришлось бы переключаться в 16-битный цвет, а он у SiS 315 ужасен.
Direct3D
На удивление, при запуске 3DMark 2001 Pro не ругался и не вывел ни одного сообщения о том, что не поддерживается. Удивление усилилось, когда тесты на экране проходили без глюков, да ещё и с неплохой скоростью. Честно говоря, после Quake III и других тестов, тут было чему удивляться. Кстати, я думаю, никто не будет возражать против того, что мы не стали здесь прилагать результаты STM тестов типа VillageMark и TempleMark. На предыдущей странице ясно сказано, почему. Вот, что может SiS 315 с официальной точки зрения MadOnion.

И только в тестировании без мультитекстурирования SiS 315 немного обогнал GeForce2 MX400. Что же касается Point Sprites Speed, то SiS 315 не поддерживает эту возможность на аппаратном уровне, а потому выполняет её на программном. При этом из тестового коня выпадают спрайты, да и выглядит он неважно.

Так что от скорости обработки систем частиц мы отталкиваться не будем. Эта скорость нечестная, от неё только хуже.
При тестировании SiS 315 в Game-тестах мы сделали поблажку этой видеокарте, которой итак досталось от нас. Конечно же, это дешёвая видеокарта, поэтому мы будем использовать только тесты с низкой детализацией сцены.



От теста к тесту ситуация не изменяется - SiS 315 показывает неизменно низкие результаты в сравнении с GeForce2 MX400. Нормальную возможность поиграться эта видеокарта даёт только в разрешениях до 1024x768. В остальных случаях придётся жертвовать качеством, которого здесь итак кот наплакал.
Выводы
Вы ещё не сделали для себя правильные выводы? Тогда позвольте мне подытожить всё, что здесь было сказано. Итак, прежде всего, надо сказать спасибо компании EliteGroup за то, что они не побоялись выпускать видеокарты на таком чипе, как SiS 315. Сама видеокарта не имеет недостатков, о которых можно было бы открыто говорить. ECS итак заставила чип SiS 315 работать на частоте, превышающей номинальную - 183 МГц вместо 166 МГц. Так что всё, чем мог бы быть полезен SiS 315, есть на видеокарте от ECS. Конечно, здесь недостаёт DVI разъёма, но те, кто покупает плоскопанельные мониторы, могут подобрать себе видеокарту и поприличнее.

Теперь что мы можем сказать про сам чип SiS 315? Возможно, что-то даже в нём есть. Задатки хорошие - поддержка интерфейса стереоочков, лёгкая поддержка двух мониторов, ТВ-выхода, 128 Мб памяти различных типов. Но реализация ужасная. Во всём виноваты программисты SiS, которым, возможно, так мало платят, что они даже на работу не ходят. SiS 315 глючит в 3D играх, драйвера не позволяют производить простейшие настройки, качество в играх даже хуже, чем во времена Riva TNT. Да, SiS 315 имеет встроенный T&L движок. И что? Если скорость его настолько низка? Конечно же, тут снова стоит вспомнить о низкой цене SiS 315. Но в таком случае, мы вынуждены признать, что эти видеокарты хороши только для офисных приложений. 2D и видео, и близко их не подпускать к трёхмерным приложениям. Только двухмерные программы и вывод видео на телевизор. Потому что как бы дёшево ни стоил SiS 315, я ещё дешевле куплю Riva TNT2, в котором, по крайней мере, не будет глюков.
Да, потому что единственное достоинство SiS 315, которое было выявлено, - это ТВ-выход. Он очень хорош, просто великолепен. Видеовыходы конкурентов - nVidia, ATi и STM не идут ни в какое сравнение с SiS-овским. Так что если вы хотите собрать компьютер исключительно для просмотра фильмов на экране телевизора, то бесшумная видеокарта типа ECS SiS 315 - это ваш выбор. Низкая цена и отличное качество.
Всё остальное в SiS 315 плохо!
Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
23/12.2001

















