Тонкие клиенты - важное звено виртуализации предприятия
Введение
Никто не станет спорить, что виртуализация - это не модная тенденция, а необходимость, которая позволяет существенно сократить расходы на эксплуатацию IT-сферы в рамках предприятия. Косвенно, это подтверждается и тем фактом, что все больше компаний разных сфер бизнеса, от банков и заводов до дизайнерских бюро и офисов турагентств так или иначе используют виртуализацию в своей работе. Но сегодня мы поговорим не о том, как максимально эффективно распорядиться доступными серверами, а о переходе офиса на терминальные рабочие места, и что с этим связано.
Разберём виртуализацию рабочих мест на примере одной небольшой, но быстрорастущей IT-компании. В штате компании находится около 200 человек, причем IT-инфраструктура как на подбор: дизайнеры и отдел работы с клиентами используют компьютеры Apple, большая часть персонала использует простенькие ПК, некоторые с ЭЛТ мониторами. Часть сотрудников работают на собственных ноутбуках. Офис располагается в здании института, переоборудованного под бизнес-центр. Перед руководством компании встала непростая задача - снизить расходы на IT и одновременно повысить эффективность - виртуализация оказалась неизбежна. Переводя рабочие места в виртуальные машины, можно забыть о том, что внезапное отключение электричества приведет к потере данных - виртуальные машины работают на сервере с резервным питанием, и не надо больше спотыкаться об UPS-ы по всему офису. Даже если на стороне тонкого клиента пропадет питание - при следующем подключении к серверу ваш рабочий стол будет в том же состоянии, в каком вы его видели последний раз. Поломки жестких дисков так же не страшны, так как есть единые резервированные системы хранения данных, быстрые и надёжные, а в целом серверная часть не имеет единой точки отказа. Настройку любого софта и решение 99% возникающих проблем может решить один сисадмин, не вставая с рабочего места, или наоборот, даже находясь в отпуске, но через интернет. Стало легче контролировать поведение персонала в сети, опоздания на работу, ресурсы общего пользования. Сократились затраты на электропитание и кондиционирование основного офисного openspace-зала.
Но если с серверной частью вопросов практически не возникало (был выбран надёжный поставщик, устраивающий по цене и качеству), то с клиентской - пришлось повозиться. Сама идеология виртуализации рабочего места такова, что пользователь может с любого компьютера получить доступ к своему рабочему столу, используя защищенное соединение. Ну а так как большая часть вычислений и обработки данных выполняются на сервере, то клиенскому компьютеру совсем не обязательно быть мощным, скорее наоборот - он должен быть:
- надежным
- недорогим
- компактным
- тихим (либо вовсе бесшумным)
- безопасным
- энергоэкономичным.
На самом деле, требований больше, но это - основные, которые предъявляет заказчик. Эти требования породили целый класс устройств, получивших название «тонкие клиенты», компьютеры, чья задача - обеспечить подключение пользователя и локальных устройств к удалённой машине, в том числе и виртуальной. Для системного администратора, особенно если имеет место работа с удалёнными филиалами на 1-2 рабочих места, тонкий клиент - это уже не компьютер, а устройство типа мышки, которое может работать или не работать, но не требует настройки и ремонта. Ведь благодаря компактным размерам и низкой цене, вы можете держать в филиале запасной тонкий клиент. Вышел из строя один - заменить его сможет даже неподготовленный человек, и всё - никаких вам настроек: включай, вводи пароль - и получай доступ к данным на том же месте, на котором остановился.
На схеме: использование тонких клиентов на предприятии - удаленная работа, консолидация данных и приложений
При этом, администратор становится ещё более функциональным - он может контролировать, какие программы пользователь может запускать, а какие нет. Вы можете запретить копирование информации с сервера на локальные носители, вы можете поставить файловую систему тонкого клиента в Read-only, вы можете выключать и включать доступ по расписанию. И всё это - при сокращении количества обслуживающего персонала. Точнее сказать - при переводе сисадминов из количества в качество.
От правильности выбора тонких клиентов зависит, достигните ли вы заветной цели снижения затрат и повышения эффективности, либо нет. Рассмотрим образцы современных тонких клиентов на базе продукции компании «ТОНК», российского производителя оборудования клиентских мест терминальных систем и инфраструктур виртуализации, лидера в этой области.
Тонкие клиенты, как и персональные компьютеры, различаются по типу используемого процессора, наличию и типу предустановленной операционной системы, поддержке протоколов удалённого доступа, возможности подключения периферии, типу охлаждения и т.д. Начнём с самого начала.
Естественно, чем компактнее компьютер, тем лучше. Тонкие клиенты «ТОНК», по праву, могут считаться одними из самых маленьких. Большая часть моделей имеют VESA-крепление, что позволяет установить их сзади на монитор или прикрепить к крышке рабочего стола. Есть так же и интегрированные в монитор решения. Всё для того, чтобы сэкономить драгоценное рабочее место на столе.
На фотографии: сравнительные размеры тонкого клиента ТОНК-1800 и телефона Nokia 8800
Компактность достигается разработчиками материнских плат и зависит от типа используемого процессора. ТОНК - это редкий случай российского бизнеса, когда компания содержит штат разработчиков в России и владеет заводом по производству плат в Китае. Независимость от производителя позволяет создавать совершенно уникальные конфигурации, учитывающие особенности российских заказчиков.