PowerMagic Radeon 8500 128 Мб
Введение
Позвольте начать с самого главного - чип Radeon8500, впервые посетивший нашу тестовую лабораторию, поддерживает до 128 Мб памяти на борту. Как уже, наверное, всем известно, ATi продавала и продаёт этот чип сторонним производителям, которые производят на нём видеокарты, работающие на пониженной частоте. По привычке, такие видеокарты мы называем Radeon8500LE. Сегодня также на рынке присутствуют дешёвые платы, работающие и на 230МГц частоте, которые пресса окрестила Radeon8500LELE. Самое обидное, что большинство карт на Radeon8500 от сторонних производителей не маркируется индексом LE, и тем более LELE, чем вводят покупателей в заблуждение. Ну, с другой стороны, оно и понятно: хотите стабильности - покупайте видеокарты от ATi. Но применение частоты 250МГц позволило устанавливать на видеокарты больший объём дешёвой памяти - до 128 Мб. И если несколько месяцев назад цифра 128 Мб казалась чем-то из будущего, то сегодня уже за сравнительно небольшие деньги можно приобрести видеокарту на Radeon 8500 со 128 Мб памяти на борту. И в отличие от видеокарт на SiS 315, которые первые из дешёвых обрели 128 Мб памяти, на платах Radeon используется полноценная DDR SDRAM, или даже DDR SGRAM. Сегодня мы рассмотрим видеокарту производства компании PowerMagic, партнёра ATi, известной тем, что она сама производит видеоплаты на Radeon-ах, а не перемаркировывает их, как другие китайские производители.
Radeon 8500
Сам чип Radeon 8500LE уже известен почти всем пользователям. Мы приводим его основные характеристики в сравнении с конкурирующими чипами nVidia GeForce3.
| Сравнение Radeon8500LE и GeForce | |||
|
Видеочип/Свойство |
GeForce3 Ti200 | GeForce4 MX 440 | Radeon8500LE |
| Частота ядра, МГц | 175 | 270 | 230 |
| Частота памяти, МГц |
400 | 400 | 460 |
| Шина памяти, бит | 128 | ||
| Число конвейеров | 4 | 2 | 4 |
| Текстурных модулей | 8 | 4 | 8 |
| Memory Bandwidth, Гб/сек. | 6.4 | 6.4 | 7.3 |
| Fillrate | 700 Mpixels/sec
700 Mtexels/sec | 540 Mpixels/sec
540 Mtexels/sec | 920 Mpixels/sec
920 Mtexels/sec |
| Fillrate with Multitexturing | 700 Mpixels/sec
1400 Mtexels/sec | 540 Mpixels/sec
1080 Mtexels/sec | 920 Mpixels/sec
1840 Mtexels/sec |
| API | DirectX 8.1 | DirectX 8 | DirectX 8.1 |
| RAMDAC | 350 МГц | Два по 350 МГц | 400 МГц и внешний 240 МГц |
| Макс. объём памяти, Мб | 128 | 64 | 128 |
| Макс. размер текстур | 2048x2048 | ||
| Z-Buffer, бит | 16 / 24 / 32 | ||
|
GPU | |||
| Поддержка T&L | Да | Да, SuperScalar T&L | Да |
| Мультисэмпловый FSAA | Да | Да | Нет |
| Вершинные шейдеры | Да | Да | Да |
| Источников освещения | 8 | 8 | 8 |
|
Текстуры | |||
| Текстур за такт | 4 | 4 | 6 |
| Кубические карты среды | Да | Да | Да |
| Anisotropic Filtering Level | 8 | 8 | 16 |
| 3D текстуры | Да | Нет | Да |
| BumpMapping | Embossing, Dot Product 3 | ||
| Env. Mapping (EMBM) | Да | Нет | Да |
| Пиксельные шейдеры | Да | Нет | Да |
То есть, мы видим, что перед нами достойный конкурент nVidia GeForce3 и GeForce4 MX, но судя по ценам, мы можем говорить только о конкуренции с GeForce3.
PowerMagic Radeon 8500
Чип Radeon 8500 можно смело назвать одним из самых величайших достижений в истории компании ATi. Количество новых функций, высокая скорость, поддержка двухмониторных конфигураций, - всё это в купе с грамотно реализованной поддержкой драйверов позволило ATi громко заявить свой ответ nVidia на всю линейку GeForce3, и даже после выхода GeForce4 видеокарты на чипах ATi Radeon 8500 остаются серьёзными конкурентами GeForce-ам.

Видеокарта PowerMagic Radeon 8500 поставляется в обычной тонкой коробочке, в Retail комплектации. Нигде на коробке не сказано, что плата имеет 128Мб на борту, и уж тем более, что работает на 250 МГц. В комплекте с видеокартой идёт переходник DVI - D-Sub, переходник S-Video-Composite и шнур S-Video. Есть также диск и тоненькое руководство пользователя.

Честно говоря, я ожидал немного большего от производителей видеокарт со 128 Мб памяти. Дело в том, что вопреки здравому смыслу, видеокарты с большим объёмом памяти сначала появились в нижнем секторе, если говорить о потребительских платах. Связано это с тем, что на дешёвых видеокартах память работает на более низкой частоте, а значит она стоит намного дешевле. Внешне видеокарта со 128 Мб памяти ничем не отличается от 64-мегабайтной, но об этом читайте дальше...
Беря плату в руки
Перед нами печатная плата красного цвета, как и PowerMagic Radeon 7500. Эта плата также точно является практической копией оригинальной референсной от ATi Technologies Inc, но собранной на заводах PowerMagic. Однако, она имеет некоторые отличия от самого Radeon 8500.


Ну что же? Посмотрите сначала на панельку этой видеокарты. Мы видим, что на ней присутствуют и DVI коннектор, и D-Sub и S-Video выход. Но в отличие от других видеокарт на Radeon 8500, у PowerMagic-овской модели два выхода одновременно задействованы быть не могут. Всё потому, что на плате отсутствует чип RAMDAC, который должен быть установлен сверху слева от ядра.

Синей стрелкой указано, где должен располагаться чип второго RAMDAC. На момент создания Radeon 8500, компания ATi уже располагала технологиями, позволяющими встраивать в графическое ядро два RAMDAC и чип вывода изображения на телевизор, как мы видели в Radeon VE и Radeon 7500, но по своим соображениям ATi не стала напрягать и без того достаточно высокоинтегрированный чип дополнительной логикой, а потому мы видим перед собой карту, которой до поддержки двух мониторов рукой подать, но этой руки у неё и нет. Зато мы видим на платах чип Rage Theater, отвечающий за воспроизведение MPEG-2 и вывод видео на экран.

Присутствие этого чипа просто необходимо, потому что без него Radeon 8500 потеряет все свои видео-функции, которыми он так славится и не сможет выводить изображение на телевизор, чего нельзя допустить.
Сто двадцать восемь мегабайт памяти на видеокарте представлены восемью чипами DDR SDRAM производства Samsung со временем цикла 4нс. Это означает, что по умолчанию память может работать на 250(500) МГц.

Очень интересно, что на чипах памяти не установлено никаких охлаждающих элементов, и при этом она не только работает на номинальной частоте, но и даже гонится. Вспомним, что на GeForce3, где на чипах 3.6 нс памяти установлены огромные радиаторы, она работает на частоте, которая даже ниже номинальной - 460-500 МГц вместо 556 МГц DDR. Это лишний раз наводит на мысли о правильности дизайна плат ATi и маркетинговых уловках nVidia.
А что вообще касается охлаждения, то надо посмотреть ещё и на кулер на чипе. Он самый, что ни на есть, обычный и дешёвый. Почему-то сложилось мнение, что чем больше греется чип, тем он мощнее. В электрическом плане - да, но не в случае видеокарт и процессоров. Поэтому по охлаждению о различных чипах не судите. А что касается непосредственно модели PowerMagic Radeon 8500 128 Мб, то здесь вообще кулер приклеен к графическому чипу, так что отодрать и заменить его будет сложно.

Очень интересно, что в комплекте к видеокарте всё же поставляется переходник DVI-VGA, который используется при подключении двух аналоговых мониторов. Так как здесь второй монитор не поддерживается, то и этот переходник абсолютно бесполезен и не нужен.
В общем, повторюсь и скажу, что видеокарта со 128 Мб памяти не имеет никаких особенностей - всё те же 8 чипов DDR SDRAM, только большего объёма, всё те же элементы. Разница, разве что, в отсутствии вторичного RAMDAC и мелких деталях, которые не заслуживают нашего с вами внимания.
Драйвера и качество
Конечно, от ATi мы ожидали лучшей поддержки дополнительной памяти в драйверах, чем получили. Представьте себе такую ситуацию, если ваша Ferrari не может разогнаться выше 100 км/ч, потому что на заправке нет хорошего бензина. Похоже, такая же ситуация сложилась на момент тестирования. Преимуществ от использования дополнительных 64 Мб видеопамяти на карте не так уж и много - скорость возрастает на считанные проценты, но зато можно получить хорошее сглаживание в высоком разрешении. Ради этого и можно брать 128 Мб, потому что если 64 Мб карта достаточно быстрая и для установки полноценного сглаживания ей хватает скорости, но не хватает объёма установленной памяти, то дополнительные 64 мегабайта будут как раз кстати. Но для этого надо, чтобы драйвера видеокарты поддерживали 128 Мб и позволяли устанавливать более высокое разрешения для сглаживания.
| Тестовая система | |
|
Процессор |
AMD Duron 800 |
| Материнская плата | |
| Память |
512 Мб DDR PC2100 |
| Винчестер |
Quantum 30Gb AS+ 7200 rpm |
| Видеокарты | |
| Монитор |
LG Flatron 795FT Plus |
| Драйвера | |
| ОС |
Windows XP |
На сайте ATi Technologies Inc. есть драйвера для 128- и 64-мегабайтных видеокарт Radeon8500, но реально это одни и те же драйвера. Для уверенности мы скачивали их из раздела для 128-мегабайтных карт. Сами драйвера от ATi уже не меняют своего стиля на протяжении многих лет. Кому-то это нравится, а кому-то не очень. В новых драйверах, например, появилась возможность поворачивать десктоп на 90 и 180 градусов, что может быть очень удобным, если у вас LCD панель и вы ставите её вертикально для работы в интернете, где страницы скроллинг, главным образом, вертикальный, а не горизонтальный.
Здесь же, в драйверах, есть возможность устанавливать и регулировать эффект SmoothVision - полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Причём, принудительно и то и другое можно включать как в Direct3D, так и в OpenGL приложениях, что согласитесь, удобно. Но по-прежнему в драйверах от ATi очень мало настроек для игр и нет никакой возможности для разгона. Поэтому для продвинутых пользователей придётся скачать программку типа Rage Tweaker, чтобы включить дополнительные и отключенные в драйверах 2D, 3D и видео функции.


А вот и то ограничение, о котором мы говорили - с включенным FSAA 6x можно играть в максимальном разрешении 800x600. На 128Мб эта цифра должна быть побольше. То есть, драйвера надо ещё доводить до ума, а то видеокарты есть, а толку нет.
Теперь поговорим о качестве. Прежде всего, о качестве вывода двухмерной графики. Здесь никаких претензий нет и быть не может, ведь ATi всегда славилась качеством своих видеокарт, а PowerMagic хоть и немного изменил дизайн видеоплат, но качество от этого не пострадало. Так что по этому параметру можно смело ставить пятёрку. За счёт использования чипа Rage Theater, вывод видеоизображения на экран также радует глаз. Никаких сравнений с теми же GeForce1,2,3 быть не может - ATi всегда брала верх в этом отношении и похоже, уступать первое место среди потребительских карт она не намерена.
Такими возможностями, как полноэкранное сглаживание, или анизотропная фильтрация, нас не удивишь. Видели это в играх и на разных видеокартах. То ли дело - Truform. Эта технология предназначена для сглаживания уже не пикселей на экране, а целиком объектов за счёт тесселяции (увеличения числа полигонов на объект). Принцип работы Truform описан в нашей статье, так что желающие могут ознакомиться. Нас же интересует практический смысл использования Truform в играх. Поддержку этой возможности чипов ATi мы можем видеть сегодня во многих играх, в том числе и Serious Sam: Second Encounter. Здесь Truform может иметь три режима - отключенный, включенный для оптимизированных под него объектов и включенный для всех объектов. Если установить использование этой технологии только для оптимизированных объектов, то в игре от Truform не становится ни жарко, ни холодно. Увидеть изменённые объекты считается большой удачей, а все монстры и памятники как были угловатыми, так и остаются. Другое дело, когда эта опция включена для всех объектов игры. Здесь мы видим сглаживание всех врагов, оружия и даже тех предметов, которые сглаживать, вроде бы, не нужно. Посмотрите на скриншоты вверху. Слева - без использования Truform, справа - с использованием для всех объектов. Конечно же, монстр на правой картинке выглядит куда более симпатичнее, но мы также видим скругление плоских стен, чего быть не должно. И вообще, многие объекты - аптечки, архитектурные строения и разные предметы с применением Truform выглядят хуже, чем без неё. Ещё надо сказать, что использование Truform, вопреки обещаниям сотрудников ATi, сильно тормозит игру.
Кстати, что касается скорости, то об этом мы поговорим дальше.
Разгон
А напоследок обратимся к разгону. Изначально Radeon8500LE от PowerMagic работает на частотах 250/500 МГц, что на 25/50 МГц меньше, чем работает оригинальный Radeon8500. Конечно, такое положение дел нас не устраивало, а в сети, между тем, крутились слухи, что видеокарты PowerMagic очень плохо гонятся. Без дополнительного охлаждения и изменения напряжения видеокарты мы заставили заработать её на 275/550 МГц, частоте, которая считается правильной для Radeon8500. Выше карта уже гналась хуже и без дополнительного охлаждения работала, разве что, на 280/560 МГц. Если попытаться охладить её, то можно заставить плату работать на частотах до 290/580 МГц, а так как частоты работы памяти и ядра не связаны между собой, то можно из памяти выбить дополнительных 5-10 МГц.
Тестирование
Чтобы понять, стоит ли сегодня покупать Radeon 8500LE со 128Мб памяти, мы протестировали эту видеокарту в нескольких полюбившихся нам тестовых пакетах и сравнили его с GeForce3.
Начнём мы, как обычно, со скорости 2D, но на этот раз мы вместо WinBench99 использовали новый тестовый пакет от MadOnion - PCMark2002. Этот тест, подобно Sandra2002, проверяет почти весь компьютер, но нас интересовали только его результаты относительно видеосистемы. WindowsXP использовалась также и потому, что PCMark2002 поддерживает новый тип вывода 2D изображения, реализованный в WinXP.
| PCMark2002 видео тесты | ||
|
Видеокарта/Тест |
GeForce3 230/460 | Radeon8500, 128Mb 250/500 |
| Lines |
9931.12 | 9181.62 |
| Ellipses | 2721.78 | 2637.1 |
| Arcs | 6053.57 | 5581.31 |
| Beziers | 3816.93 | 3699.2 |
| Curves | 939.76 | 920.49 |
| Filled Ellipses | 10266.9 | 9600.9 |
| Gradient Boxes | 26.8561 | 20.442 |
| Gradient Polygons | 7.24256 | 5.72674 |
| Filled Pies | 6564.35 | 6229.17 |
| Images | 272.518 | 260.409 |
| Cached Bitmaps | 1409.11 | 1370.85 |
| Strings | 106025.0 | 121202.0 |
Как видно, по скорости 2D графики почти везде с большим отрывом побеждает GeForce3, который работает на меньшей частоте, чем Radeon8500. Это значит, что ATi ещё предстоит долго совершенствовать свои драйвера.
Direct3D
Итак, самое интересное - скорость в Direct3D приложениях. Для этого мы использовали тестовый пакет 3DMark2001 SE, поддерживающий DirectX 8.1. Как вы уже заметили, мы проводили тесты на недорогой платформе с бюджетным процессором AMD Duron. Поэтому хоть мы и будем рассматривать только 32-битный цвет, но тесты запускать придётся только в низкой детализации. Но сначала - официальные результаты двух видеокарт.

Здесь нельзя сказать, кто именно выигрывает в этом официальном тесте. Где-то вперёд вырывается Radeon, где-то GeForce3, но общий перевес всё же в сторону Radeon8500LE. Посмотрим, что творится в игровых тестах. Нас интересуют данные с разными режимами полноэкранного сглаживания:



Как видно из диаграмм, Radeon8500LE проигрывает при включенном сглаживании и даже без него. Справедливости ради стоит сказать, что Radeon8500LE работал с настройками на максимальное качество сглаживания, но даже при установке настроек на "Performance", скорость вырастает незначительно. Особняком в этих тестах стоит Game4, использующий пиксельные шейдеры. Обращаемся к результатам этого теста:

За счёт быстрой работы с вершинными шейдерами, или ещё почему, но в этом тесте Radeon8500LE просто рвёт на части своего оппонента, и ситуация не меняется вплоть до включения 4x сглаживания. В общем, по тестам 3DMark2001SE можно сделать вывод, что Radeon8500LE со 128Mb памяти выигрывает в Dragothic, тесте с малым объёмом текстур, и Nature, насыщенном новыми эффектами. Не смотря на высокую частоту памяти, Radeon8500LE испытывает серьёзный удар по скорости при включении полноэкранного сглаживания.
Quake III Arena
Теперь перейдём к реальному тесту Quake III Arena. На него мы посмотрим под двумя углами - с точки зрения скорости с включённым полноэкранным сглаживанием и с точки зрения включения различных уровней анизотропной фильтрации.

Та же самая картина - Radeon8500LE проигрывает во всех разрешениях. И если добавлять FSAA, то этот проигрыш будет всё значимее. Переключимся ещё на одну излюбленную опцию для повышения качества - на анизотропную фильтрацию. Драйвера и nVidia и ATi позволяют включать её принудительно в игровых приложениях (для GeForce3 пришлось воспользоваться программой настройки - RivaTuner).

Как видно, Radeon8500LE практически не испытывает падения скорости при включении анизотропной фильтрации. По крайней мере, ситуация в разрешении 1600x1200 говорит сама за себя, у кого фильтрация работает быстрее.
Теперь пришло время запустить ещё один тест, разработанный для KYRO - это VillageMark от STMicro. Мы располагаем обеими, OpenGL и Direct3D версиями данного теста, так что сейчас можем увидеть, кто же лучше отсекает невидимые полигоны.

Как видно, здесь опять выигрывает Radeon8500LE благодаря тому, что в чипах Radeon уже давно применяется алгоритм для избавления от невидимых поверхностей сцены и экономии на пропускной способности памяти.
Выводы
Почему на Radeon8500 не устанавливают радиаторы на чипы памяти? Потому что контроллер доступа этих видеочипов построен таким образом, что память не перегревается. И что мы видим в результате? При увеличении нагрузки на видеопамять включением полноэкранного сглаживания, скорость Radeon8500LE сильно падает и эта видеокарта не может спорить с оригинальным GeForce3. По мне, так лучше бы устанавливали кулеры на память, но заставили бы эту видеокарту работать быстрее.

От дополнительных 64 Мб памяти толку нет - драйвера всё равно заставляют видеокарту работать как 64-мегабайтную. Так что сглаживание в высоких разрешениях вам будет недоступно. Но это уже грех ATi и им надо его исправлять.
Если говорить о плюсах данной карты и Radeon8500 в целом, то здесь надо отметить высокую скорость работы со сложными сценами, вершинными и пиксельными шейдерами. Также PowerMagic Radeon8500LE имеет высокое качество вывода 2D изображения, что нельзя не отметить плюсом. Видеокарта легко разгоняется до штатных 275 МГц стандартного Radeon8500 и даже чуть выше. На ней нет второго RAMDAC для поддержки двух мониторов.
В принципе, если эта видеокарта стоит значительно ниже брэндовых Radeon 8500LE, то ей можно простить все огрехи, при том, что это довольно качественный Radeon. Но на извечный вопрос, что лучше - nVidia, или ATi, вам придётся ответить самим, ведь однозначный выбор за вас никто не сделает.
Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
28/04.2002










