Inno3D Tornado4 MX440
Введение
Мы ждали четвёртой серии GeForce. Мы надеялись. Мы верили. И вот nVidia анонсировала новую линейку, которой компания начинает очередной виток агрессивной борьбы за самые разные ниши рынка видеокарт. Вопреки принятым традициям, компания сразу представила полные и урезанные версии новых чипов, более того, в продаже сначала появились дешёвые версии GeForce4. Нацеливаясь на самые разные сегменты рынка видеокарт, nVidia разделила всю серию GeForce4 пополам - на высокопроизводительные Titanium и дешёвые MX. Каждая половина была также поделена на три части - Titanium 4200, Titanium 4400, Titanium 4600 и MX 420, MX 440 и MX460. Первыми на разведку почвы под GeForce4 вышли видеокарты серии MX. Впервые nVidia выпустила сначала более слабого игрока на арену. Сегодня мы рассмотрим одну из таких "первых ласточек" - видеокарту на GeForce4 MX440 в исполнении знакомой нам Inno3D.
Итак, прежде всего, давайте рассмотрим ключевые особенности чипов, именуемых NV17. Прежде всего, если в видеокартах GeForce2 Pro и GeForce2 MX разница состояла, главным образом, в поддержке TwinView и производительности, то GeForce4 Ti и GeForce4 MX - это два разных видеочипа, отличающиеся не только по особенностям архитектуры, но и по подходу к разработке и использованию каждого. Потому что GeForce4 MX изначально рассчитывался на тех пользователей, кому не очень-то до игр. А следовательно все старания, всё внимание инженеров пошло на более "мирные" цели, например, на улучшение технологии вывода изображения на два монитора. Так, например, GeForce4 MX имеет два абсолютно независимых контроллера вывода изображения на экран. Сигналы, подающиеся на два монитора, две плоских панели, или плоскую панель и монитор, да хоть вообще на телевизор... какая разница, главное, что они не зависят друг от друга. На двух мониторах могут быть разные разрешения и разные частоты смены кадров. Теперь производителям видеокарт не придётся припаивать чипы RAMDAC на платы, потому что в GeForce4 MX интегрировано два RAMDAC частотой 350 МГц каждый. С одной стороны, это хорошо, ведь некачественный вторичный выход на GeForce2 MX сводил на нет всю технологию TwinView, а теперь не важно, к какому выходу на видеокарте вы подключите свой монитор. Ну а с другой стороны, теперь сам чип получился дороже, и сэкономить на RAMDAC видеокарты уже не получится. Хотя, это тоже плюс. В чип интегрирован интерфейс ТВ-выхода. То есть, теперь на видеокарте мы не увидим привычных нам микросхем Conexant, или Chrontel. Опять же стандартизация, которая, кстати не может рассматриваться, исключительно как положительная. Например, GeForce4 MX не поддерживает формат ТВ-выхода SECAM. Только PAL и NTSC. Также в чип встроен TDMS трансмиттер для DVI интерфейса.
По сравнению с предыдущими третьими и вторыми версиями GeForce, наш NV17 имеет усовершенствованные алгоритмы антиалиасинга, который теперь выполняется на основе мультисэмплинга (у GeForce2 был суперсэмплинг), введён и усовершенствован по сравнению с GeForce3 метод сглаживания Quincunx AA, добавлен новый метод - 4xAA S-Filter. Также улучшению подверглись методы сжатия без потерь, очистки Z-буфера и отсечения невидимых поверхностей.
В GeForce4 MX добавлен аппаратный декодер MPEG 2, который на момент написания обзора ещё не поддерживался программным обеспечением, но сам факт такой интеграции говорит о многом, ведь nVidia - первая компания, которая встроила аппаратный MPEG 2 в дешёвую видеокарту с быстрым 3D. Это достоинство характерно лишь для GeForce4 MX. MPEG 2 декодера в GeForce4 Titanium нет.
Что же до недостатков NV17, то их также немало. Приготовьтесь, ибо сейчас мы выльем пару вёдер дёгтя в эту кадушку мёда. GeForce4 MX не поддерживает пиксельные шейдеры. GeForce4 MX не поддерживает EMBM в чистом виде, как это делает GeForce3. Уж что-что, а этого простить нельзя. Слишком много игр сегодня используют рельефное текстурирование по этому методу. Такое "обделение" NV17 кажется вандализмом со стороны nVidia при том, что все GeForce3 и GeForce4 Ti поддерживают вышеупомянутые функции. Но опять же вспоминаем, что MX нацелен уже не на игроманов. GeForce4 MX имеет только два текстурных конвейера, тогда как GeForce4 Ti и GeForce3 - по четыре. Контроллер памяти у GeForce4 MX двухканальный, тогда как у GeForce4 Ti - четырёхканальный. Анизотропная фильтрация осталась на уровне GeForce2.
|
nVidia GeForce4 MX440 | |||
| Маркировка | MX420 | MX440 | MX460 |
| Type |
2D/3D | ||
| Технология | 0.15 Микрон | ||
| Число транзисторов | ? | ||
| Частота ядра, МГц | 250 | 270 | 300 |
| Частота памяти, DDR, МГц | 166 | 400(200) | 550 (275) |
| Шина памяти, бит | 128 | ||
| Memory Bandwidth, Гб/сек. | 2.6 | 6.4 | 8.8 |
| Fillrate | 500 Mpixels/sec
500 Mtexels/sec | 540 Mpixels/sec
540 Mtexels/sec | 600 Mpixels/sec
600 Mtexels/sec |
| Fillrate with Multitexturing | 500 Mpixels/sec
1000 Mtexels/sec | 540 Mpixels/sec
1080 Mtexels/sec | 600 Mpixels/sec
1200 Mtexels/sec |
| API | DirectX 8.1 / OpenGL 1.3 | ||
| RAMDAC | Два по 350 МГц | ||
| Memory vol. | До 64 Мб | ||
| Memory type | DDR SDRAM / DDR SGRAM / SDRAM | ||
| Max 3D resolution | 2048x1536 | ||
| Макс. размер текстур | 2048х2048 | ||
| Z-Buffer, бит | 16 / 24 / 32 | ||
| GPU | |||
| Поддержка T&L | Да, SuperScalar T&L | ||
| Треугольников в секунду *106 | 31 | 34 | 38 |
| Вершинные шейдеры | Да | ||
| Antialiasing | MSAA 1x2, 2x2, 2x2 9-tap, Quincunx, 4x S-Filter | ||
| Источников освещения | 8 | ||
|
Текстуры | |||
| Multitexturing | Да | ||
| Текстур за такт | 4 | ||
| Кубические карты среды | Да | ||
| Filtering | Bilinear, Trilinear, Anisotropic | ||
| 3D текстуры | Нет | ||
| Edge Antialiasing | Да | ||
| BumpMapping | Embossing, Dot Product 3 | ||
| Env. Mapping (EMBM) | Нет | ||
| Пиксельные шейдеры | Нет | ||
Можно ли назвать GeForce4 MX новым чипом? На мой взгляд, можно. Сперва кажется, что NV17 - это удачный тюнинг GeForce2 с добавлением таких "примочек" для 2D и видео, как MPEG-2 декодер, улучшенная поддержка двух мониторов, второго 350 МГц RAMDAC и TV-Out. Перескочив через целое поколение третьих гефорсов, NV17 не вынес оттуда ни пиксельных шейдеров, ни улучшенной анизотропной фильтрации, ни EMBM рельефного текстурирования. Всё! Можно было бы говорить об очередном обмане nVidia, да нет. Тут нам преподносят ещё и Quincunx Anti-Aliasing, да ещё в комплекте с новым методом - 4x AA S-Filter. Говорят о новом поколении функций оптимизации и ускорения работы 3D. Всё это уже не укладывается в рамки старого, второго MX, а так как теперь даже третья серия считается устаревшей, то другого выбора нет - это GeForce4. Можно сказать, что справедливее было бы назвать новый чип GeForce4 GT, или чем-то в этом роде, так как его направление уже не параллельно основному, по которому следует GeForce4 Ti и следовал GeForce2 MX. GeForce4 MX, его путь уходит далеко в сторону, делая большой крюк мимо любимых нами современных игр и приложений. Добро пожаловать в новый мир!
Видеокарта Inno3D Tornado4 MX440
Inno3D была одной из первых компаний, представивших свою видеокарту на NV17. По традиции, установленной компанией, все свои платы на чипах nVidia назывались "Tornado". В этот раз четвёрка рядом с именем Tornado говорит нам о чипе, на котором построена данная плата - GeForce4 MX440, среднее звено в серии четвёртых MX-ов.

Одна коробка для всех Tornado4 MX, не зависимо от серии. Вообще, о серии видеокарты можно узнать только прочитав, что написано на наклеечке сбоку коробки. А догадаться о наличии выхода на второй монитор, или ТВ-выхода - вообще только открыв коробку. В принципе, мы к этому уже привыкли. Интересно, что сама коробка выполнена в совершенно новом стиле. Яркие цвета, логотипы nVidia... Мне черная коробочка GeForce3 нравилась больше. А что внутри?

Всё в стиле Inno3D. Тот же коврик для мышки, упаковка дисков MegaPack Software Bundle, которая теперь имеет всего три диска - инсталляционный, WinDVD (бесплатный, с двухканальным звуком) и CyberLink PowerDirector - для редактирования видеофайлов. Также в коробочке вы найдёте переходник S-Video-Coaxial и провод с двумя тюльпанчиками. Ну и, естественно, саму видеокарту с руководством по использованию.

Видеокарта, которая оказалась у нас в коробке, имеет выход на один монитор и телевизор. Возможно, если бы она имела выход на LCD панель, это было бы написано на коробке а так.... Пришло время разобраться с данной платой более серьёзно.
Беря плату в руки
Вообще, Tornado4 MX440 очень похожа внешне на Tornado2 Ti. Но это только с первого взгляда. Если разобраться, то GeForce4 MX440 имеет весьма существенные конструктивные отличия от предыдущих видеокарт на чипах nVidia.


По традиции, мы имеем дело с чёрной платой. Сегодня таким цветом гетенакса уже никого не удивишь. Видеокарта выполнена по референсному шестислойному дизайну, так что она полностью соответствует многим другим таким же точно видеокартам на GeForce4 MX440, различия между которыми сводятся лишь к типу и размеру установленного кулера, да наличию/отсутствию ТВ-выхода. Нигде на видеокарте не указан её тип. nVidia поместила свой логотип в правом верхнем углу платы, Inno3D - слева возле кулера, но название видеокарты можно прочитать только на наклейке сзади платы. Это очень плохо, так как с такой недостаточной маркировкой плата может быть легко подделана. Всего-то стоит переклеить стиккер. На предыдущих видеокартах Inno3D такой проблемы не было.
Отрадно, что 64 мегабайта памяти представлены чипами DDR SGRAM от производителя Samsung. Мы заметили, что ещё в GeForce2 Titanium nVidia начала использовать, казалось бы, забытую SGRAM. Но сейчас, когда цены на память малого объёма достаточно низки, 64 мегабайта можно представить и SGRAM чипами. Четыре таких чипа располагаются с двух сторон печатной платы, друг под другом.
Память имеет время цикла 4 нс, что позволяет ей работать на частоте до 500 МГц DDR (Calculated by OverClocker's Pad). Но мы знаем, что номинальная частота памяти на GeForce4 MX440 равна 400 МГц, а радиаторы на микросхемах памяти не устанавливаются. Поэтому ожидать, что память заработает на 500 МГц бессмысленно, по крайней мере, без дополнительного охлаждения.
Ожидалось, что GeForce4 MX440 будет не очень сильно греться. Честно говоря, верилось в это с трудом, тем более, после демонстрации референсных плат GeForce4 Ti с огромными кулерами. Но всё обошлось и мы видим на плате стандартный кулер наподобие Titan TTC-TSC11, но с другим креплением. Вообще GeForce4 MX440 имеет большую частоту, чем GeForce2 MX400, но тот же технологический процесс и такое же охлаждение.
В четвёртой серии чипов GeForce компания nVidia применила новую технологию запаковки чипов, благодаря которой выделяемое тепло эффективнее отводится от кристалла. Мы не располагаем информацией, относится ли это только к NV25, или также и к NV17, но перед нами факт, что имея большую степень интеграции и большую частоту, GeForce4 MX440 работает с обычным кулером, с тем же, что и GeForce2 MX.
Сам же чип маркирован как... NV17. Вот тебе и раз. А кто не знает, что такое NV17? Ладно, можно догадаться, или прочитать, что это - GeForce4 MX, но какой? Все три представителя этой серии маркируются, как NV17. И MX420, и MX440 и MX460, - всё это NV17. Вполне возможно, что так маркируются только первые ревизии чипов, и следующие будут называться, как и полагается, а пока что такая маркировка - ещё одно обстоятельство, играющее в пользу пиратов, подделывающих и продающих пиленые видеокарты.
По внешнему виду не скажешь, что чип имеет какой-то новый корпус. Это всё тот же BGA, который неплохо греется. И в процессе работы мы проверили и убедились, что задняя стенка видеокарты нагревается чуть меньше, чем у GeForce3. А это означает недостаточно эффективный отвод тепла. Кулер маловат.
Как мы уже говорили ранее, на видеокарте реализован ТВ-выход. Так как на GeForce4 MX интерфейс ТВ-выхода встроен в ядро NV17, то здесь, как и в Radeon 7500, или Radeon VE, на голой плате разведён S-Video коннектор, и будь здесь выход на второй монитор, он точно также был бы просто добавлен в видеокарту, без установки всяких дополнительных элементов вроде внешнего RAMDAC.
Наверное, это всё, что можно сказать про данную видеокарту. Свободной площади на печатной плате ещё достаточно и для установки выхода на второй монитор, и для напайки разных "недостающих" элементов, места под которые отведены на печатной плате. А вот стандартные радиаторы на память, из комплекта Thermaltake Memory Cooling Kit на видеокарту не установятся - конденсаторы мешают.
Стабильность
Специально к выпуску GeForce4 программисты nVidia подготовили драйвера версий 27.xx. Но GeForce4 MX - это слишком новая видеокарта, поэтому скажу прямо - драйвера сырые. Запуская по очереди одни и те же приложения на GeForce4 MX440 и GeForce3, было замечено, что драйвера для четвёртых GeForce-в ещё в состоянии, далёком от релиза. Мы перепробовали драйвера версии 27.20, 27.30 и 27.42 и остановились на 27.20, которые вели себя наиболее стабильно. Что же до стабильности самой видеокарты, то она могла работать часами, не ошибаясь и не давая глюков.
Разгон
| Тестовая система | |
|
Процессор |
AMD Athlon 1200 |
| Материнская плата | |
| Память |
256 Мб DDR PC2100 |
| Видеокарты | |
| Жёсткий диск |
Quantum 30Gb AS+ 7200 RPM |
| Монитор |
LG Flatron 795FT Plus |
| Драйвера |
Detonator 27.20 |
| ОС |
Windows 98SE |
Утилиты для разгона также не очень-то узнавали GeForce4 MX440. Так что приходилось использовать самые свежие их версии. NVmax отказывался поменять частоту видеокарты. GeForce Tweaking Util тоже не очень-то соглашался разогнать плату. Единственная утилита, которая на раз согласилась поэкспериментировать с частотой Tornado4 MX440, - это RivaTuner. Частота видеокарты определилась как 273/400 МГц. Это на 3 МГц выше, чем номинал GeForce4 MX440, но возможно, что просто Windows не могла правильно взять значения частот из видеокарты. Кстати говоря, NVmax также определил частоту ядра, равную 273 МГц.
В процессе разгона Tornado4 MX440 показала максимально возможную скорость - 300/490 МГц. Очевидно, что ядро MX440 способно было бы работать и в номинале MX460 (те же 300 МГц). А вот память практически подошла к своему номинальному значению, на котором она должна работать без проблем (500 МГц). Но ведь мы не использовали никакого дополнительного охлаждения. Уверен, что с установленным дополнительным вентилятором поперёк карты, память разогналась бы выше 500 МГц. Однако, даже дополнительные 30 МГц на ядре и 90 МГц на памяти - хорошая прибавка к номиналу.
Тестирование
Новый чип интересен нам со всех сторон. Прежде всего, мы наслышаны про его скорость. Мы также знаем, что он - нечто меньшее, чем GeForce3 Ti, но большее, чем GeForce2. Этот чип должен прийти на замену серии GeForce3 Ti200, не смотря на то, что 2D и видео уделено больше внимания, чем 3D. Ну что же? Тогда давайте и начнём с 2D.
Из-за того, что тестирование проводилось на бета-версиях драйверов, результаты считать относительными и не сравнивать их с результатами других тестов.
2D и видео
Первым делом, хочется отметить высокое качество вывода 2D изображения на экран. Сам дизайн платы, 350 МГц RAMDAC, да и исполнение Inno3D вместе дают отличный результат - никакого замыливания в разрешениях 1280x1024x32 и выше. Работать можно даже в 1600x1200. И это при том, что перед нами видеокарта от nVidia, известная своим "мылом".

Благодаря своей высокой частоте, Tornado4 MX440 показала отличную скорость в 2D приложениях. Я, конечно, понимаю, что WinBench99 - это весьма устаревшее приложение, но Tornado4 MX440 обгоняет всех в тесте Hi-End 2D приложений. Возможно, благодаря именно повышенной частоте ядра.
Теперь давайте поговорим о качестве ТВ-выхода. Надо признать, что nVidia постаралась на славу - видеовыход намного качественнее, чем на том же GeForce2 MX. Изображение хоть и выводится только в PAL и NTSC, но чистота его радует глаз. По заявлениям nVidia, ТВ-выход может выводить изображение в разрешении вплоть до 1024x768. Правда, и здесь нашлось место недостаткам. Серьёзный он один, и заключается он в том, что настроить ТВ-выход стало сложнее. Но это опять же относится к драйверам. А вообще ТВ-выход на GeForce4 MX уже можно ставить в один ряд с ATi-шным.
3D VillageMark
Наш стандартный тест 3DExercizer, который отказывался работать на GeForce3, отказался и на GeForce4 MX. Что делать, наверное, придётся смотреть производительность GPU по T&L-оптимизированным тестам. Но начнём мы с нового в нашем деле теста - VillageMark, работающего под OpenGL. Мы знали Direct3D версию этого теста, но некоторое время назад появилась и OpenGL интерпретация, показывающая нам, как же работает HSR (Hidden Surface Removal) блок видеопроцессора. Ну а так как Direct3D версию этого теста никто не отменял, то вы можете сравнить эффективность HSR блока под OpenGL и Direct3D в одном и том же приложении у разных видеокарт.

В Direct3D мы имеем ту же самую картину - GeForce4 MX440 находится между GeForce3 Ti200 и GeForce3. Что случилось с этой видеокартой в OpenGL - не ясно. Почему видеокарта не прибавила столько же, сколько третьи гефорсы? Настройки драйверов те же. Кто-нибудь знает ответ? Судя по тестам Direct3D, это недостаток драйверов, и мы надеемся, что он исчезнет с новыми релизами.
Quake III Arena
Продолжим на примере Quake III Arena. Это игровой тест, и мы добавим в него разогнанную видеокарту Tornado4 MX440 с частотой 300/490. Синтетические тесты возможностей ядра временно отодвинем и посмотрим на производительность в игре в целом. Прошу заметить, что Quake III Arena точно также работает через OpenGL, а значит, HSR должен работать также, как и в VillageMark.

К счастью, ситуация не повторилась. Мы видим, что GeForce4 MX440 - вполне конкурентоспособен, и даже может подойти близко к GeForce3 Ti200, если его разогнать. Но Quake III Arena - это хоть и культовая, но уже немного устаревшая игра, поэтому нагрузка на CPU и GPU здесь невелика, и большее влияние на скорость оказывает именно частота памяти.
3DMark 2001
Прежде, чем мы перейдём к игровым тестам, предлагаю вам ознакомиться с официальными результатами видеокарт в 3DMark2001. Тесты проводились в стандартных установках - разрешении 1024x768x32, с компрессированными текстурами, без сглаживания, с 24-битным Z-буфером.

Видно, что по очкам 3DMark четвёртый Tornado существенно проигрывает своим соперникам. Но стоит присмотреться к индивидуальным игровым тестам, и становится видно, что отставание GeForce4 MX в тестах не так уж и велико, а по очкам эта видеокарта проигрывает из-за отсутствия поддержки пиксельных шейдеров и EMBM. Кстати, посмотрите на то, как GeForce4 MX440 справляется с обработкой полигонов в сценах с одним и восьми источниками освещения. Причина выигрыша, несомненно, кроется в более высокой частоте чипа и, возможно, суперскалярной архитектуре NV17, благодаря которой в ядре удалось уместить два T&L блока.
Ну и пока мы не отошли далеко от Direct3D, самое время поговорить про анти-алиасинг. В NV17 нам обещали новый тип анти-алиасинга - 4x4S-Filter. Этот метод действительно был реализован во всей серии GeForce4, но пока что только под Direct3D. Мы предлагаем вам сравнить обычный 4x4 метод с новым, мультисэмпловым.


Как видно, при использовании нового метода картинка становится ещё более сглаженной, но это также относится и к текстурам, то есть, повышается и их размытость.
О том, как влияет включение того, или иного метода сглаживания на производительность, судите по приведённой диаграмме.

Как видно, бесплатным полноэкранное сглаживание назвать никак язык не поворачивается. Интересно, что новый мультисэмпловый метод 4x сглаживания немного быстрее старого. На то он и мультисэмплинг. Другие методы сглаживания относительно GeForce4 MX440 мы рассматривать не будем, потому что со времён GeForce3, они визуально не изменились.
Car Race
Теперь перейдём непосредственно к самим игровым тестам 3DMark2001.


По результатам первого теста GeForce4 MX440 показывает себя с лучшей стороны - в разрешении 800x600 эта видеокарта обгоняет GF3 Ti200, а там, где возрастает нагрузка на память, в более высоком разрешении, эта плата всё же уступает третьей серии GeForce, не смотря на новую архитектуру контроллеров памяти и четверное кэширование (когда в четырёх кэшах хранятся пиксели, тексели, вершины и примитивы). И только разгон позволяет видеокарте выйти вперёд GeForce3 Ti200, работающей на более низкой частоте. При высокой детализации GeForce3 на протяжении всех тестов показывает преимущество.
Dragothic
Без промедлений запускаем второй тест 3DMark2001. Здесь видеокарты должны показать более контрастную картину, чем в предыдущем.


Так оно и есть - GeForce3 Ti200 в тесте с низким уровнем детализации проигрывает GeForce4 MX440, а что будет, если в тест вступится MX460? Ну этой видеокарты здесь нет, а вот что есть, так это - GeForce3 и GeForce3 Ti200. Можно, конечно сказать, что Tornado4 MX440 дышит в затылок своему предшественнику, но мы смотрим, прежде всего, на частоту, а уж потом - на результаты. А в номинальном режиме GeForce4 MX440 отстаёт от Ti200 во всех разрешениях. При увеличении детализации картина приобретает больший контраст. Всё же что-то слабо верится в успех суперскалярного T&L.
Lobby
Самый "лёгкий" тест из всего пакета. Пока что, к сожалению, большинство игр недалеко уходят графикой от Lobby, поэтому результаты Game 3 для нас особенно важны. Смотрим:


Ну а здесь, похоже, ничего не меняется GeForce3 и GeForce3 Ti200 уверенно лидируют, не оставляя ни одного шанса новичку. В тесте с высокой детализацией также ничего не меняется.
Выводы
GeForce4 MX440 и GeForce4 MX460 планировались, как замена видеокартам GeForce3 Ti200 и GeForce3. Как там ведёт себя GeForce4 MX460, мы не можем сказать - не пробовали, а вот про MX440 есть, о чём поговорить.
Tornado4 MX440 представляет собой заманчивое сочетание цена / скорость. На момент написания обзора цена видеокарт на GeForce4 MX440 колебалась от 112 до 140$. Это ниже, чем GeForce3 Ti200, и уж точно ниже, чем GeForce3. По тестам мы видели, что GeForce4 MX440 довольно близко подходит к низшей ступени в серии третьих Гефорсов. Если разогнать эту видеокарту, то она вообще может спорить по скорости с Ti200, а это уже что-то да значит.

Для дома и офиса NV17 представляет интерес, прежде всего, с точки зрения поддержки двух мониторов, наличия ТВ-выхода и аппаратного декодера MPEG-2. И если Tornado4 MX440 стала наглядным примером того, что производитель может варьировать цену на видеокарту, экономя просто на DVI разъёме, то мы надеемся, что все NV17 будут поставляться с ТВ-выходом, ведь для его организации на плату не нужно напаивать дополнительно чипы видеоинтерфейса, как это было раньше. Ну а про MPEG-2 пока что говорить рано. В ближайшее время nVidia выпустит свой плеер DVD, поддерживающий NV17. Но для полноценной поддержки этого чипа должно пройти время, ведь MPEG 2 - это не только DVD, но и DVB и видеомонтаж...
Что же до 3D части видеокарты, то любой, кто сомневается в выборе между любым GeForce3 и любым GeForce4 MX, должен помнить, что последний не поддерживает таких важных функций, как Environmental Mapped BumpMapping (если быть точным, то поддержка EMBM осуществляется за счёт NSR-блока, о котором вы можете прочитать в обзоре видеочипа GeForce2 GTS, и который не используется современными приложениями), Pixel Shaders, а вертексные шейдеры поддерживаются на программно-аппаратном уровне. То есть, реально одной ногой GeForce4 MX стоит в двадцать первом веке, а другой - безнадёжно застрял в 2000-м году.
Сама видеокарта Tornado4 MX440 особенно ничем не выделяется. Уровень разгона, правда, хороший - +30 МГц на ядро и +90 МГц на память, стабильность тоже не подкачала, а качество выводимого 2D сигнала откровенно радует глаз. Единственное, что может омрачить вам покупку этой видеокарты - это отсутствие на печатной платы обозначений, подтверждающих принадлежность её именно к GeForce4 MX440. С другой стороны, на MX420 устанавливается SDRAM, а на MX460 - DDR SDRAM в формате BGA, так что сведущий в этих вопросах человек не запутается, но много ли таких? Возможно, Inno3D исправит и эту оплошность.
Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
27/02.2002











