Битва за 128Мб: GeForce3 Ti200 против Radeon8500LE

Введение

Сегодня 128 Мб видеопамяти уже мало кого удивишь. Такие большие объёмы, казавшиеся ещё вчера недостижимыми, сегодня уже имеются не только на дорогих видеокартах, предназначенных для продвинутых геймеров, но и на платах среднего и нижнего уровня. Здесь с повышением объема локальной памяти на карте вообще нет каких-то проблем, ведь на дешёвые платы ставится дешёвая память, которая уже слабо влияет на стоимость всей платы в целом, так что 64 Мб, или 128 - разница небольшая. Самыми первыми дешёвыми видеокартами со 128 Мб памяти на борту были платы на SiS 315, которые всегда относились к низшему сектору видеокарт. Потом почти одновременно на арену вышли GeForce3 Ti200, Radeon7500 и Radeon8500LE с таким же объёмом памяти на борту. Но если 128 мегабайтные Radeon-ы 7500 - это единичные случаи, не достигшие массового распространения, то вот GeForce3 Ti200 и Radeon8500 - вполне обыденная картина в сегодняшних прайс-листах. 128 Мб - довольно серьёзная вершина для недорогих видеокарт, а тем более для тех, которые изначально рассчитывались на 64 Мб. Ведь мало просто добавить лишние мегабайты на плату - надо правильно ими распорядиться, написать драйвера и, что самое главное, постараться убедить покупателей в необходимости дополнительной памяти. В этой статье мы сравним две видеокарты со 128 Мб памяти на борту. Одна из лагеря nVidia - это Tornado3 Ti200 от Inno3D, а вторая - из лагеря ATi, Radeon8500LE производства китайской компании PowerMagic.

PowerMagic Radeon8500LE и Inno3D Tornado3 Ti200

Но прежде всего, давайте разберёмся, какой же нам прок от дополнительных мегабайт на борту видеокарты. Прежде всего, конечно, это память под текстуры. Но в современных играх вы вряд ли найдёте на одном уровне более 64 Мб текстур, а при использовании компрессии DXTC, их вообще можно уместить и в 32-мегабайтные платы. Думать о высоких разрешениях также бессмысленно, так как уже при 64 Мб видеопамяти на карте, максимальное разрешение ограничивается не объёмом фреймбуфера, а возможностями видеочипа. Пожалуй, иметь большой фреймбуфер полезно, если вы играете со включенным полноэкранным сглаживанием. В этом случае, уже при использовании сглаживания по методу FSAA 4x, вы столкнётесь с нехваткой памяти уже в разрешении 1280x1024 при 32-битном цвете. Вот здесь-то вам и пригодится дополнительная память. Ну и, конечно, можно говорить об увеличении скорости по сравнению с 64-мегабайтным вариантом, но оно настолько незначительно, что его можно и не принимать в расчёт. Но это мы уже забегаем вперёд, а пока что давайте посмотрим на каждого бойца, принимающего участие в нашем испытании.

Inno3D Tornado3 Ti200

Inno3D не очень сильно спешила с выпуском 128-мегабайтного варианта GeForce3 Ti200. Но, руководствуясь принципом, "все побежали - и я побежал", работники Inno3D всё-таки заставили появиться на свет эту малышку. Конечно же, она построена на основе предыдущей 64-мегабайтной видеокарты Tornado3 Ti200. Она поставляется в той же самой коробке, что и обычная Ti200, в которой только наклейка в правом верхнем углу выдаёт модификацию платы.

Коробка от Tornado3 Ti200 (128 Mb)

Принципиально, между 64 и 128-мегабайтными версиями видеокарты каких-то различий нет. Конечно, при более детальном рассмотрении можно увидеть различия в маркировке видеоплат и немного отличающиеся друг от друга элементы питания.

Видеокарта спереди

В 128-мегабайтной версии видеокарты для охлаждения чипов памяти используются уже другие радиаторы, на которых уже не стоит лейбр Inno3D, но зато их площадь используется более эффективно. Если присмотреться, то можно увидеть, что они не плотно прилегают к чипам памят, да и наклеены они немного кривовато.

Охлаждение видеокарты

Их высота всё же немного меньше, чем у радиаторов на 64-мегабайтной версии платы. Но опыт показывает, что даже самых маленьких радиаторов, как правило, хватает для работы карт на штатных частотах. Охлаждение самого чипа осталось неизменным - всё тот же синий круглый кулер, напоминающий Orange Orb. О том, как он охлаждает видеокарту, вы можете прочитать в нашем обзоре кулеров для видеокарт. Под ним скрывается чип GeForce3 Ti200 всё той же ревизии A5, но выпущенный намного позже.

Чип GeForce3 Ti200

Надеюсь, что более поздняя ревизия чипа поможет ему эффективнее разгоняться. Кстати, термопасты рабочие Inno3D не пожалели и между видеочипом и кулером присутствует солидный её слой. При разгоне я рекомендую её стереть и заменить серебряной, с более высокой теплопроводностью.

GeForce3 Ti200

В целом, дополнительные 64 Мб памяти, можно сказать, никак не повлияли на дизайн платы. Чипов памяти по-прежнему восемь, и они по-прежнему скрыты под радиаторами и расположены на лицевой стороне карты. Точно также, как и всегда с подобными видеокартами, на коробке не пишется, есть ли ТВ-выход, или нет. Ну а если сама карта не поменялась, то и комплектация её осталась прежней: коврик с логотипом Inno3D, несколько дисков с программами и драйверами и книжечка с описанием установки.

PowerMagic Radeon8500LE

Мы уже делали обзор видеокарты PowerMagic Radeon8500LE, вы можете найти его здесь. Поэтому, на этой странице мы просто в очередной раз рассмотрим основные отличительные черты данной видеокарты. В отличие от Inno3D Tornado3 Ti200, на коробке с видеокартой от PowerMagic отсутствует вообще какая-либо надпись о 128 Мб памяти на борту.

Коробка от PowerMagic Radeon8500LE

Но здесь даже не указано, что плата эта - Radeon 8500LE, а не обычный 8500. Мы-то знаем, что отличие хоть и небольшое, но есть (8500LE работает на частоте 250/500 МГц, а оригинальный 8500 - на 275/550 МГц), а вот покупателя вводить в заблуждение не стоило бы. Но такие были правила поставки чипов у ATi, тут уж ничего не поделать.

PowerMagic Radeon8500LE спереди

У Radeon8500 дизайн платы существенно отличается от GeForce3 Ti200. И дело даже не в расположении элементов на плате, а в принципе, по которому строятся видеокарты от ATi. Прежде всего, на Radeon8500LE присутствует и ТВ-выход, и DVI. Оригинальный Radeon8500LE поддерживает вывод изображения на два монитора одновременно, но наш PowerMagic-овский вариант лишён второго внешнего RAMDAC-а, а потому HydraVision не поддерживает. Зато для вывода изображения на телевизор, используется отдельный чип Rage Theater, устанавливающийся на видеокарты ATi с незапамятных времён. И хотя ATi Technologies Inc. уже научилась интегрировать в ядро видеочипа контроллер ТВ-выхода, TMDS трансмиттер для вывода на LCD панель и второй RAMDAC одновременно, в высшей линейке видеокарт, коими являются Radeon 8500 и 8500LE, эти функции доверяются отдельным чипам. Возможно, чтобы не терять в качестве, а возможно из-за того, чтобы не интегрировать в чип лишние транзисторы и достичь за счёт этого большей стабильности на высоких частотах.

Rage Theater

Но ТВ-выход на всех платах с чипом Radeon8500LE. Это существенный плюс. Другим таким плюсом можно назвать голые чипы памяти на видеокарте. Привыкшим к различным GeForce-ам людям это кажется диким, ведь уже устоялось мнение, что память, работающая на частоте выше 400 МГц должна иметь пассивное охлаждение. Здесь такого нет, хотя память работает на 500 МГц и выше. Этим мы обязаны опять же архитектуре чипа Radeon 8500, его контроллеру памяти, который не нагревает так сильно чипы. И благодаря всему этому, стало возможным размещение памяти по обоим сторонам печатной платы - со стороны чипа и с обратной стороны. Если бы она требовала радиаторов, это было бы невозможно. А память у нас на карте используется от Samsung со временем цикла 4 нс, то есть 500 МГц - это её номинал.

ATi задолго до nVidia предложила использовать переходники DVI-D_Sub, чтобы осуществить возможность подключения обычного аналогового  монитора к цифровому интерфейсу DVI. Сегодня такими переходниками, вкладывающимися в коробки с Radeon7500/8500 и GeForce4 Ti уже никого не удивишь. Но на PowerMagic Radeon8500LE он не понадобится, потому что выводить одновременно изображение на два монитора карта не умеет, а по отдельности к ней можно подключить и CRT и LCD мониторы без всяких переходников.

Если на видеокарте с чипом Radeon8500LE у вас сломается кулер - считайте, что вам не повезло, потому что по стандарту ATi в плате нет отверстий для крепления кулера на видеочип и он приклеивается к поверхности GPU. Отодрать, конечно же, его будет сложновато. А если при производстве видеокарты на заводе пожалели термоклея и радиатор сидит на маленьком пятнышке размером с копеечную монету, то и про разгон ядра вам придётся забыть. Устраняется этот недостаток всех карт на чипах Radeon непросто - надо разогреть видеочип и снять с него кулер. Как это делается, я здесь рассказывать не буду - регламент :)

Тестирование

Тестовая система

Процессор

AMD Duron 800

Материнская плата

Soltek SL75DRV

Память

512 Мб DDR PC2100

Винчестер

Quantum 30Gb AS+ 7200 rpm

Видеокарты

Inno3D Tornado3 Ti200 128

PowerMagic Radeon8500LE

Монитор

LG Flatron 795FT Plus

Драйвера

Radeon 6.13.10.6052

Detonator 28.32

ОС

Windows XP

Мы протестировали обе видеокарты в уже знакомых нам тестах 2D и 3D графики. Как мы уже писали в обзоре Radeon8500LE от PowerMagic, драйвера ATi не были готовы к дополнительным мегабайтам памяти на плате. Поэтому все преимущества этой памяти сводятся на нет недоделанными драйверами.

Но поговорим же о разгоне. Для разгона обеих видеокарт дополнительных мер принято не было - охлаждение штатное, корпус компьютера - открытый, температура комнатная. Видеокарта Radeon8500LE от PowerMagic имела штатные частоты 250/500 МГц, но смогла работать стабильно на частоте вплоть до 290/580 МГц. Её оппонент, Inno3D Tornado3 Ti200 128Mb со стандартных 175/400 МГц разогналась до 250/485 МГц, чем несомненно порадовала. Конечно же, такое увеличение частоты ядра связано с его поздней ревизией, а вот с памятью получилось похуже. Нельзя сказать, что 85 МГц - это слабый прирост, но он мог бы быть и больше, если бы Inno3D уделила больше внимания установке радиаторов на чипы памяти и, может быть, поставила бы более дорогую память, но в последнем случае цена всей видеокарты могла бы сильно увеличиться. Хотя существует вероятность того, что если отодрать плохо прилегающие радиаторы памяти от Tornado3 Ti200, то можно будет наклеить вместо них радиаторы из комплекта Memory Cooling Kit от Thermaltake и получить большие частоты, но так же можно модифицировать любую другую плату, так что на этом остановимся. Мы сравниваем в данном обзоре битву за 128-мб рубеж между nVidia и ATi, а не продукцию PowerMagic и Inno3D, поэтому большинство тестов проводились при стандартных частотах видеокарт, без разгона.

2D

А начнём мы с тестов вывода 2D изображения на экран. Этот тест, подобно Sandra2002, проверяет почти весь компьютер, но нас интересовали только его результаты относительно видеосистемы. WindowsXP использовалась также и потому, что PCMark2002 поддерживает новый тип вывода 2D изображения, реализованный в этой операционной системе. 

PCMark2002 видео тесты

Видеокарта/Тест

GeForce3 Ti200, 128Mb

Radeon8500LE, 128Mb
Lines

9883.16

9181.62
Ellipses 2712.45 2637.1
Arcs 6052.36 5581.31
Beziers 3811.96 3699.2
Curves 936.362 920.49
Filled Ellipses 10253.0 9600.9
Gradient Boxes 26.6791 20.442
Gradient Polygons 7.19877 5.72674
Filled Pies 6531.45 6229.17
Images 271.832 260.409
Cached Bitmaps 1406.52 1370.85
Strings 109811.0 121202.0

Можно было догадаться, что GeForce3 Ti200 одержит победу почти во всех 2D тестах. Что же до качества, то у Radeon8500LE оно заметно выше. Хотя нельзя сказать, что Inno3D Tornado3 Ti200 имеет более низкое качество, просто эта видеокарта немного недотягивает до высоких показателей качества, которыми может похвастаться Radon8500LE.

Direct3D 

Перед нами Direct3D приложения. Конечно, здесь мы проводим тесты с помощью давно знакомого нам 3DMark2001 SE, поддерживающего DirectX 8.1. Не смотря на то, что Radeon 8500LE, GeForce3 Ti200 и тестовый процессор Duron800 считаются составляющими недорогих домашних компьютеров, мы всё равно проводим все тесты в 32-битном цвете, хотя и с низкой детализацией. Для начала, официальные результаты двух видеокарт.

3DMark2001 SE Official Results

Что мы видим? Превосходство GeForce3 Ti200 в четырёх игровых тестах из семи и проигрыш в девяти из десяти синтетических бенчмарков. По общим очкам Radeon8500LE также выигрывает. Теперь давайте рассмотрим в отдельности результаты по каждому из игровых тестов с включенным полноэкранным сглаживанием.

3DMark2001 SE Game 1 32-bit

В этом тесте в каждом разрешении стабильно проигрывает Radeon8500LE вне зависимости от того, включено там сглаживание, или нет. В разрешении 1280x1024 драйвера ATi не дают включить 4x антиалиасинг.

3DMark2001 SE Game 2 32-bit

Здесь мы видим, что Radeon8500LE способен просто порвать GeForce3 Ti200 без полносценного сглаживания. Преимущество неоспоримо, но оно начинает теряться с повышением нагрузки на видеопамять. Оно ещё остаётся в 1024x768 при 2xAA, но уже при включении в этом разрешении 4x FSAA Radeon уступает.

3DMark2001 SE Game 3 32-bit

В третьем игровом тесте, можно сказать, наблюдается относительное спокойствие. Преимущества здесь небольшие и они опять же в пользу GeForce3 Ti200.

3DMark2001 SE Game 4 32-bit

Вот где Radeon8500LE возвращает себе майку лидерства. Он умеет работать с пиксельными и вершинными шейдерами быстрее, чем GeForce3, а потому в этом тесте его преимущество видно даже на расстоянии. Правда, опять же с повышением нагрузки на память, оно уменьшается.

OpenGL

Продолжаем рассматривать особенности данных двух видеокарт на примере Quake III Arena. В этом тесте у GeForce3 Ti200 будет на одну попытку больше, потому что этот видеочип будет работать с включённым мультисэмпловым антиалиасингом QuincunxAA. Настройки сглаживания у Radeon8500LE стоят на "Performance".

Quake III Arena

Комментарии здесь излишни. Мы видели подобную картину чуть выше. Опять же GeForce3 Ti200 выходит победителем. Кроме того, эта видеокарта показывает неплохие результаты в разрешении 1600x1200 с включенным сглаживанием 4xAA. Можно играть, я бы сказал...

VillageMark

Последний наш тест, VillageMark, определяет готовность той, или иной видеокарты к отсечению невидимых поверхностей в трёхмерной сцене. Мы имеем возможность прогнать этот тест под Direct3D и OpenGL.

VillageMark

Конечно же, технология HyperZ намного прогрессивнее, чем все те же LMA. И эффективность обработки невидимых поверхностей, а точнее наоборот - их необработки, именно в этом тесте.

Выводы

Что нам 128 Мб? Будет больше, будет 256, затем 512 и когда-нибудь будет 1024. Никто из производителей видеокарт не станет объяснять вам, зачем на их плате стоит так много памяти. Да, честно говоря, это мало кого интересует. Главное - чтобы игрушки работали быстро. По результатам проведённых тестов мы можем сделать однозначный вывод: если вы хотите купить 128-мегабайтную видеокарту от китайских производителей, то лучше берите GeForce3 Ti200. Потому что Radeon 8500LE хоть и действительно кое-где лучше, но это только кое-где. ATi и по сей день не довела драйвера до ума. И это заключается не только в корявой поддержке дополнительной памяти, но и в низкой производительности там, где она по определению должна быть высокой.

По видеокартам же, представлявшем в нашем тесте nVidia и ATi, надо заметить, что обе они не лишены недостатков. Детище PowerMagic не умеет выводить изображение на два монитора, в то время, как это одно из основных преимуществ Radeon8500 перед GeForce3. А Inno3D Tornado3 Ti200 имеет плохие радиаторы на памяти, которые касаются не всех чипов, а значит не могут обеспечить охлаждение в должной мере. Обе видеокарты неплохо гонятся, обе имеют хорошее качество 2D, хотя у Radeon8500 оно выше.

Сегодня Radeon8500LE стоит дороже, чем GeForce3 Ti200. Так было всегда и так будет. 128-Мб видеокарт на этих чипах в широкой продаже я пока что не вижу, хотя они проскакивают то здесь - то там. Вы видели результаты тестов двух претендентов, вы теперь знаете, как разгоняются две видеокарты. Что покупать - решать вам, а мне позвольте полюбоваться, как ATi сматывает знамёна и флаги, оставляя рубеж в 128 Мб доблестным воинам nVidia.

Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
22/05.2002



.

Copyrights © 1998-2025