Asus v6600 AGP

Фирма Asus поставляет была одной из первых, выпустивших видеокарту на чипе GeForce 256. Мы отлично знаем качество видеокарт от Asus. Но на этот раз, похоже, фирма Asus превзошла саму себя. Новая линейка видеокарт Asus v6600 имеет много улучшений не только перед предыдущими видеокартами на чипах nVidia, но и перед конкурентами, выпускающими платы на чипах GeForce 256. В этом обзоре мы столкнёмся с видеокартой Asus v6600, посмотрим на неё повнимательней и дадим ясный ответ, волнующий очень многих: стоит ли покупать себе видеокарту на GeForce 256?

Видеокарта Asus v6600 имеет печатную плату стандартного для Asus желтоватого цвета, 32 мегабайта памяти, AGP 4x конструктив.

Вид спереди 

Вид сзади

Беря плату в руки

С пыльной витрины магазина достаём видеокарту. Красивый желтоватый цвет отливается в лучах лампы дневного цвета. Даже не верится, что такая маленькая плата хранит в себе мощь, способную изменить мир. Видеокарта имеет AGP 4x конструктив, но, несмотря на это, прекрасно работает и на материнских платах, имеющих только AGP 2x слот. На видеокарте отсутствуют какие либо джамперы, или перемычки. Это должно упростить инсталляцию.

На лицевой стороне видеокарты укреплён чип nVidia GeForce 256 (а где же ему ещё быть, как не на лицевой стороне!), скрытый кулером. И если про чип GeForce 256 уже все всё знают (если вы не знаете о таком чипе, то можете почитать его обзор), то про кулер надо сказать пару слов. Этот кулер ничем с первого взгляда не отличается от стандартных размеров 40х40х10 кулера, используемого в платах Asus. Разве что, на нём нет наклейки и чуть меньше лопастей. Но стоит присмотреться к нему повнимательней и становится заметно, что от него отходят три провода. То есть, кулер подключается к плате видеокарты через миниатюрный MOLEX коннектор. Такое подключение позволяет получать информацию о частоте вращения пропеллера. Что это даёт, объясним чуть дальше. Стоит также добавить, что AsusTek не изменяет своим привычкам и делает крепление кулера разъёмным, так что снят и заменить его не представляет сложности. Хотя, это может и не понадобиться.

Задняя стенка прямо под процессором изобилует мелкими деталями, которые усложняют установку кулера на заднюю стенку. Решением этой проблемы может стать использование поднимающего блока, или простого вентилятора без радиатора.

На лицевой и обратной стороне установлено по четыре микросхемы 5 нс. памяти SGRAM. Всего 8 микросхем. Всего 32 мегабайта. Всего. Маловато будет, но нам должно хватить. Должен сказать, что распределение памяти с двух сторон печатной платы встречается нечасто. Вероятно, это связано с тем, что 5 нс микросхемы памяти по природе имеют небольшой объём, чтобы удешевить конструкцию, а для 8 микросхем памяти на одной стороне не хватает места.

На плате имеется VIP-коннектор, места под микросхемы видеовхода и выхода, микросхема BIOS.

На лицевой стороне платы расположены 8 микросхем 6 нс памяти SGRAM. Также на плате есть VIP коннектор, и свободное место под микросхемы видеовхода. И хотя на карте написано Asus v6600/32M (TVR), TV-возможностями она не обладает. Подобная надпись объясняется просто: Asus использует одну печатную плату для всех видеокарт серии v6600. Вывод: не верь глазам своим.

Драйвера и утилиты

В комплекте с видеокартой Asus v6600 поставляются довольно старые драйвера.

Драйвера

В них можно выставить частоты обновления экрана для всех поддерживаемых разрешений, настроить опции вывода стереографики, выбрать различные опции Direct3D и OpenGL, изменить цветовые настройки и многое другое. Нет только возможности разгона.

Остальные поставляющиеся на диске утилиты, как и в случае с видеокартой Asus v3800, не представляют интереса, так как не могут быть использованы в модели Asus v6600 (это утилиты для воспроизведения TV и стереографики).

А вот что представляет интерес, так это OpenGL программы от nVidia, демонстрирующие всю мощность T&L блока. Остановимся на них подробнее.

Все эти утилиты используют API OpenGL, но это не означает, что они будут также хорошо работать на других видеокартах, не использующих чип GeForce. Дело в том, что некоторые из них поддерживают дополнительные расширения OpenGL, типа кубических карт окружающей среды, недоступные на остальных видеокартах.

Cull Boat Cuts Tree

Эти и другие утилиты наглядно демонстрируют, как GeForce 256 способен обрабатывать сцены с повышенным содержанием полигонов, трансформировать объекты, накладывать карты окружающей среды, в том числе и кубические. Здесь бесполезно что-либо описывать, это надо видеть. Надо сказать, что художники nVidia - настоящие расточители. На одну сцену они используют слишком много полигонов, слово "оптимизация" им не знакомо. Но это и есть конечная цель - показать, как GeForce 256 работает в таких приложениях. Если вы не видели этих демок, и у вас нет под рукой GeForce 256, то посмотрите 3DMark 2000 в Demo Mode. Эта программа и без аппаратного T&L модуля показывает ничуть не худшие эффекты.

В целом, набор поставляемого программного обеспечения не выходит за рамки стандартов. Как обычно, DVD плэйер в комплект не входит. Но есть в комплекте и такие утилиты, которые стоят всех остальных вместе взятых. О них читайте дальше.

Разгон

Вот и пришло время разогнать видеокарту. По умолчанию видеокарта работает на частотах 120/166 МГц. Совершенно понятно, что в природе существовали какие-то причины, заставившие nVidia использовать пониженную частоту ядра - 120 MГц. И это понятно, ведь 23 миллиона транзисторов, лежащих в основе GeForce 256, очень сильно нагревают чип. И даже для его стабильной работы на номинальных частотах приходится применять полноценные кулеры.

Вот здесь мы и возвращаемся к нашему странному кулеру, используемому в Asus v6600. Дело в том, что в видеокартах v6600 фирма Asus реализовала новую технологию - SmartDoctor. Эта технология стала возможной из-за совместной работы аппаратной части видеокарты и программы с одноимённым названием. Говоря проще, Asus v6600 позволяет измерять температуру, до которой нагрелся видеочип, и, в зависимости от этого, регулирует обороты вентилятора. А как мы уже знаем, это стало возможно благодаря трёхпроводному коннектору кулера.

Но этим не исчерпываются возможности SmartDoctor. Эта программа является своеобразным программным холодильником для видеокарте. Применяя технологии, схожие с теми, что используют программы CPU Idle, Waterfall, Rain, программа SmartDoctor регулирует мощность, потребляемую видеочипом, в зависимости от возложенной на него нагрузки. Разогнав карту до немыслимых частот, и поиграв в Quake III, мы переключаемся в десктоп Windows, чтобы отдохнуть от монстров и убийства, забыв установить частоты обратно на номинальные. Любая другая видеокарта более раннего образца так и продолжала бы работать на повышенных частотах, потребляя больше мощности и страшно перегреваясь, то и норовя повиснуть. Любая, но не Asus v6600. SmartDoctor определит, что на видеочип больше не возложена непосильная нагрузка и  заставит видеочип потреблять меньше мощности - опустит частоты. Видеокарта перестанет обогревать воздух в комнате и потреблять дополнительную электроэнергию. Максимальная эконмия и максимальная стабильность достигнута. Но лишь только запустится 3D приложение, SmartDoctor заставит карту работать на полную мощь.

SmartDoctor

Что ещё позволяет SmartDoctor? Конечно же, он выдаёт информацию о напряжениях ядра, температуре видеопроцессора и частоте работы вентилятора. Кстати, здесь надо сказать, что благодаря технологии SmartDoctor, мы смогли точно определить качество вентилятора, установленого на Asus v6600. Вентилятор легко выдавал 5 000 оборотов в минуту. А это - не так уж и мало, тем более для кулера видеокарты.

Благодаря такому быстрому вентилятору и утилитке Asus Tweak видеокарту v6600 удалось разогнать до частот 140/190 МГц. Надо отметить, что при этих частотах видеокарта работала стабильно, не смотря на то, что задняя стенка платы под чипом нагревалась настолько, что можно было обжечь палец. Низкая частота памяти может объясняться грамотно выставленым таймингом.

Но вот что даёт разгон, можно узнать, только протестировав видеокарту.

Тестирование

В качестве тестовой системы был использован компьютер следующей конфигурации:

  • Celeron 5x100
  • 128 Mb SDRAM <PC-100>
  • Windows 98

В качестве драйверов использовались Detonator от nVidia.

Для сравнения была взята видеокарта Asus v3800 на чипе nVidia Riva TNT2, разогнанная до частот 180/220 МГц.

OpenGL

Как обычно, мы решили проверить качество OpenGL драйвера. Тем более, что nVidia постоянно улучшает качество OpenGL. Для этого использовались программы Glaze и 3D ExerciZer.  Asus v6600, прошёл все тесты на совместимость с OpenGL. Многолетний опыт nVidia в написании OpenGL драйверов даёт о себе знать. Но вот нас интересовало качество краевого антиалиасинга, выводимого GeForce 256, как заявлялось, на аппаратном уровне. Для этого мы прибегнули к помощи тестовой программы Glaze 3D.

Glaze AntiAliasing

AA Lines

Как мы видим, использование краевого антиалиасинга не улучшает качество. В чём причина этого можно только догадываться.

Следующим шагом была проверка мощности вычислительного блока видеокарты. Многие пользователи полагают, что GeForce 256, имея T&L блок, будет способен обрабатывать большее количество полигонов во всех приложениях. Они абсолютно правы. Естественно, T&L блок не будет задействован там, где нет его поддержки со стороны производителя программного обеспечения. Но благодаря улучшеной архитектуре, GeForce 256 показывает лучшие результаты даже не в оптимизированных под него программах. Чтобы доказать это, пришлось использовать программу 3D Exercizer.

3D Exercizer


Как мы видим, при увеличении количества полигонов в два раза, скорость рендеринга снижается примерно в два раза. Это происходит как на Riva TNT2, так и на GeForce 256. Причина этому - центральный процессор. Можно сказать, что линия GeForce 256 полностью соответствует поднятой вверх линии Riva TNT2. Это означает, что покупая GeForce 256, вы получите реальный прирост мощности во всех программах. Видеокарты тестировались на повышеных частотах.

Следующим этапом тестирования был старый добрый Quake 2. Для этого пришлось установить Crusher.

Quake 2 Crusher 16-bit

Здесь можно видеть бескомпромисную победу GeForce 256 над Riva TNT2. Даже неразогнаный GeForce 256 вне досягаемости для разогнаной Riva TNT2.

Quake 2 Crusher 32-bit

При включении 32-битного режима ситуация не меняется. GeForce 256 по-прежнему позволяет играть в разрешении 1280х960х32.

Quake 3. В качестве установок были использованы стандартные Fastest, Fast, Normal, High Quality. В тесте 1024х768 High Quality было использовано разрешение 1024х768х32, все установки включены на максимум, установлен 0-битный Stencil Buffer, включены 32-битные текстуры.

Quake 3

А вот здесь уже сказывается разгон. Мы видим, как RivaTNT2 на частотах 180/220 МГц обгоняет по всем тестам GeForce 256 на частоте 120/166 МГц. Но разогнаный вариант GF не оставляет шансов на победу своим конкурентам.

Что же мы можем сказать про качество выводимой Asus v6600 картинки? В отличие от Riva TNT2, GeForce 256 делает честную трилинейную фильтрацию, причём довольно хорошего качества.

Trilinear Filtering

Но всё же не столь хорошего, как у Savage 4.

По работе в OpenGL можно сделать следующие выводы: благодаря хорошо отлаженному драйверу Asus v6600 показывает отличные результаты по скорости при работе с большими 32-битными текстурами в разрешении вплоть до 1024x768x32. Без использования больших текстур можно играть в разрешениях выше 1280х960х32 и выше. GeForce 256 обладает более мощным графическим ядром, что делает его вне конкуренции во многих приложениях даже на номинальных частотах.

Конечно, производительность в OpenGL игровом и профессиональном нельзя сравнивать с производительностью в OpenGL, используемом в демонстрационных программах nVidia. Но всё же, даже и в обычных приложениях GeForce 256 показывает свою геометрическую мощь.

Direct3D

Тестирование проводилось в два этапа - работа с DirectX5 приложениями и работа с DirectX6 приложениями.

DirectX5

Для тестирования работы видеокарты с DirectX5 приложениями использовался тест Final Reality 1.01.

Final Reality

Здесь нас ждёт много никаких сюрпризов. Все они - в низкой скорости GeForce 256 в DirectX5 приложениях. В некоторых тестах скорость ниже, чем у Riva TNT2 почти в два раза. Я надеюсь, что эту ошибку nVidia исправит в последующих версиях драйверов.

DirectX6

Для тестирования использовалась программа 3DMark 99 Pro.

3DMark Game1 16-bit

Во всех разрешениях мы видим преимущества GeForce 256. Этого следовало ожидать.

3DMark Game 1 32-bit

Тут картина не меняется, меняются только цифры. И цифры показывают, что для неразогнанной Asus v6600 разрешение 1024х768х32 вполне можно считать рабочим, а точнее игровым. 40 кадров в секунду - очень неплохо.

3DMark Game2 16-bit

При использовании мультитекстурирования, GeForce 256 становится особенно чувствительным к разгону. И это понятно, ведь за каждый такт обрабатываются два пикселя и четыре текселя.

3DMark Game2 32-bit

В разрешении 640x480x32 мы сталкиваемся с нехваткой центрального процессора. А в разрешении 1024x768x32 можно видеть, как близко подходят друг к другу результаты трёх видеокарт. Но GeForce 256, как всегда, вне конкуренции.

Качество

Качество рендеринга в Direct3D находится на том же уровне, что и в OpenGL. Более чёткая картинка и улучшеная по сравнению с Riva TNT2 трилинейная фильтрация, которая включена по умолчанию. Никаких нареканий качество вызвать не может.

Выводы

Asus v6600 является одной из лучших видеокарт на базе GeForce 256. Благодаря реализации революционной технологии SmartDoctor и применению 5 нс SGRAM, перед пользователем открываются хорошие возможности для разгона, а применение быстрого вентилятора реализует большинство из них. Для более качественного разгона необходимо охладить заднюю стенку видеоплаты. Но даже на номинальных частотах Asus v6600 показывает превосходные результаты. К сожалению, на сегодняшний день всё ещё не существует тестов, позволяющих точно оценивать возможности геометрического сопроцессора видеочипа. Также, как и нет игр, рассчитаных на применение в системах, оснащённых подобными видеокартами.

Однако, уже радует то, что ощутить прирост скорости обработки треугольников можно и в обычных приложениях, не оптимизированных под T&L. Также, как и ощутить на себе все прелести такой высокой скорости заполнения. И погружаясь в мечты о трёхмерных монстрах, состоящих из сотен тысяч полигонов, приходится в который раз инсталлировать демонстрационные программы nVidia и любоваться всеми преимуществами аппаратной трансформации и освещения.

Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
25/04.2000





Copyrights © 1998-2025