Abit Siluro FX 5600 Ultra против PowerColor Radeon 9600 Pro Bravo

Введение

Порой бывает интересно смотреть, как nVidia и ATI идут одинаковыми путями, сворачивают в одни и те же переулки и наступают на одни и те же грабли. И уже не разбираешься, кто из этих гигантов индустрии кого ведёт за собой. Обе компании сегодня на рынке представляют свои видеокарты с поддержкой DirectX 9. Видеокарты на GeForce FX 5200 кое-где медленнее, чем GeForce4 MX440-8x; GeForce FX 5600 уступает платам на GeForce4 Titanium, а Radeon 9600 работает медленнее, чем Radeon 9500. Сейчас, когда GeForce4 Titanium и Radeon 9500 исчезают из продажи, когда ведётся активная рекламная кампания новых продуктов серии GeForce FX 5600 и Radeon 9600 PRO, уже не важно, что предшественники были лучше. Можно встать посреди площади с транспарантом "старые видеокарты быстрее новых", но это никак не повлияет на продажи оных.

В этом сезоне на рынок вышли видеокарты на чипах GeForce FX 5600 Ultra. Это "ускоренная" версия NV31 значительно отличается от обычной. Прежде всего, этот чип требует совершенно иного дизайна печатной платы, с внешним питанием от БП, разводкой под память в формате BGA и более мощным охлаждением. Видеокарты на GeForce FX 5600 Ultra по определению стоят дороже, чем аналоги на обычной версии GeForce FX 5600. Многие производители заявили свои видеокарты на FX 5600 Ultra, но в продаже их почему-то нет. Может потому, что пользователь не желает переплачивать деньги за слово "Ultra", потерявшее свою магическую притягательность? Ответ известен только тем, кто сейчас подбирает себе видеокарту.

Что же до плат на чипах Radeon 9600/PRO, то в настоящее время практически все видеокарты на этих чипах похожи, как две капли воды. Даже кулеры на них устанавливаются одинаковые. В этой среде о себе напомнила давно известная компания PowerColor, представившая видеокарты серии "Bravo" с повышенными тактовыми частотами. Наконец-то появилось хоть какое-то разнообразие среди десятков видеокарт на одних и тех же видеочипах.

В этом обзоре мы рассмотрим и сравним между собой две видеокарты: Abit Siluro FX 5600 Ultra и PowerColor Radeon 9600 Bravo. Но сначала давайте посмотрим на технические характеристики видеочипов, на которых данные платы сделаны.

Характеристики виодекарт
Видеокарта Abit Siluro FX5600 Ultra PowerColor Radeon 9600 Bravo

Чип

nVidia GeForce FX 5600 Ultra

ATI Radeon 9600 PRO
Кодовое имя NV31 RV350
Техпроцесс, мкм 0.13 0.13
Частота ядра, МГц 350* 400
Частота памяти, МГц 700* 680**
Объём памяти, Мб 128 128
Шина памяти, бит 128 128
Пропускная способность шины памяти, Гб/с 11.2 10.88
Расчёт полигонов в секунду, *106 175 200
Частота RAMDAC, МГц 2x400 2x400
Интерфейс AGP 8x/4x AGP 8x/4x

3D-возможности

Число пиксельных конвейеров 4*** 4
Текстурных модулей на конвейере 1*** 1
Скорость заполнения, MPixels/sec, MTexels/sec. 1400 или 700, 1400 1600, 1600
Технология экономии пропускной шины памяти IntelliSample Hyper Z III
Методы рельефного текстурирования EMBM, DOT 3, Embossing EMBM, DOT 3, Embossing
Компрессия текстур DXTC DXTC
Анизотропная фильтрация Да Да
Уровень анизотропии 2, 4, 8 2, 4, 8, 16
Сглаживание MSAA MSAA
Степень сглаживания 2x, QxAA, 4x, 4xS, 6xS, 8x 2x, 4x, 6x

Шейдеры

Версия пиксельных шейдеров 2.0 2.0
Версия вершинных шейдеров 2.0 2.0
Версия DirectX 9.0 9.0
Версия OpenGL 1.4 1.5

* - мы тестировали видеокарту на первой ревизии чипа GeForce FX 5600 Ultra. Вторая ревизия работает на частотах 400/800 МГц.
** - стандартная частота памяти на видеокартах с чипами Radeon 9600 PRO составляет 600 МГц
***  - в зависимости от приложения драйвер
GeForce FX 5600 может заставлять работать видеочип в режимах 4x1 или 2x2.

Как видно, оба видеочипа имеют практически одинаковые возможности. У NV31 больше методов полноэкранного сглаживания, зато у RV350 имеется поддержка 16-таповой анизотропной фильтрации. И пожалуй, единственное существенное отличие видеочипов - это архитектура GeForce FX 5600/Ultra, позволяющая видеочипу работать в режиме 2x2 (два пиксельных конвейера с двумя текстурными блоками на каждом) или 4x1 (четыре пиксельных конвейера с одним текстурным блоком на каждом). Драйвер сам определяет, каким образом должен работать видеочип при обработке каждого полигона. Таким образом, видеокарта должна настраиваться на максимальную производительность в каждом приложении. Сравнить, насколько даёт прирост автоматическая конфигурация конвейеров нельзя, поскольку все чипы GeForce FX 5600 настраиваются автоматически и программно отключить эту возможность не получается. Но теоретически прирост производительности по сравнению со статической конфигурацией конвейеров должна быть существенной.

Radeon 9600 в этом плане работает "по старинке", но в конечном итоге всех нас интересует качество, безглючность визуализации сцены и скорость, так что здесь говорить о каких-то недостатках Radeon 9600 и прорыве технологии GeForce FX 5600 нельзя до тех пор, пока не будут даны результаты тестов.

Оба чипа от ATI и nVidia используют оптимизацию пропускной способности шины памяти третьего поколения - Hyper Z III и IntelliSample. Видеочипы не обрабатывают невидимые поверхности, за счёт чего повышается скорость работы в приложениях с высоким уровнем OverDraw, то есть в обычных стрелялках, где за стеной скрыта ещё одна стена, а за ней ещё и монстр прячется. ATI заявляет, что Hyper Z III позволяет повысить скорость при рендеринге сцен с тенями, рассчитывающимися в реальном времени. В зависимости от приложения, удаётся достичь 24-кратной экономии шины памяти при оптимизации буфера шаблонов и почти 9-кратной экономии при расчёте всей сцены. Для сравнения, GeForce FX 5600 экономит шину памяти примерно в 4 раза. Правда, у GeForce FX 5600 Ultra выше пропускная способность этой самой шины за счёт более высокой частоты памяти. Но говоря про кратность экономии, мы называем максимальные величины и, естественно, они зависят от конкретного приложения.

Драйверы ATI CATALYST позволяют настраивать анизотропную фильтрацию на максимальную скорость (performance) или качество (скорость). При выборе "скорости" вместе с анизотропией используется билинейная фильтрация, при выборе "качества" - трилинейная.

Radeon 9600 и GeForce FX 5600 поддерживают DirectX 9 и OpenGL 1.4. На момент написания обзора ATI объявила о поддержке последней версии OpenGL - 1.5, но драйверы, позволяющие плате работать под этим API ещё не появились. Но даже если они и появятся, то приложения под новый стандарт выйдут очень нескоро, может быть даже позднее, чем под DirectX 9, так что на сегодняшний день вопрос поддержки новых стандартов можно обсуждать только с точки зрения теоретического интереса. То же самое касается поддержки пиксельных и вершинных шейдеров. Оба видеочипа поддерживают последние версии шейдеров, но толку от этого в ближайшие несколько месяцев не будет.

Ну что же, перейдём к рассмотрению имеющихся видеокарт. Первой платой в нашем обзоре будет Abit Siluro FX 5600 Ultra.

Abit Siluro FX 5600 Ultra

Компанию Abit нельзя назвать молодым игроком на рынке видеокарт. И хотя платы Abit серии Siluro появились в прайс-листах лишь несколько лет назад, они успели уже зарекомендовать себя, как весьма удачные решения для дома и офиса. Сейчас Abit выпускает видеокарты с системой охлаждения OTES, и в самое ближайшее время новые кулеры OTES будут устанавливать и на GeForce FX 5600, и на GeForce FX 5900. Пока же к нам на тестирование попала обычная видеокарта Siluro FX 5600 Ultra с вполне обычным кулером.

Видеокарта поставляется в большой, очень удобной коробке, на которой большими буквами указан объём установленной видеопамяти и тип используемого видеочипа.

Внутри коробки находятся:

  • Видеокарта Abit Siluro FX 5600 Ultra
  • Т-образный кабель питания
  • Кабель S-Video
  • Композитный кабель (RCA)
  • Переходник DVI - VGA
  • Переходник S-Video - RCA
  • Руководство пользователя
  • Два компакт-диска с драйверами и утилитами

В общем-то, приятно, что кабели для ТВ-выхода видеокарты становятся таким же неотъемлемым аксессуаром, как и руководство пользователя или диск с программным обеспечением. Надо отдать должное дизайнерам упаковки видеокарты - и сама плата, и кабели очень аккуратно лежат на своём месте и не болтаются по всей коробке, даже если её растрясло в процессе транспортировки.

Беря плату в руки

Возьмём видеокарту в руки и посмотрим на неё более внимательно. Видеокарта выполнена на печатной плате, покрытой тёмно-синим лаком. Дизайн видеокарт на GeForce FX 5600 Ultra, как я уже упоминал, отличается от тех плат, что выполнены на GeForce FX 5600. Прежде всего, видеокарта выглядит слишком простой, я бы даже сказал "пустой". И если снять крышечку на кулере видеокарты, то можно будет удивиться, сколько же места "пропадает даром"! :)

На панельке видеокарты установлены DVI выход на плоскопанельные мониторы, S-Video ТВ-выход и 15-контактный аналоговый VGA-порт. Между ТВ-выходом и видеочипом имеется свободное место для чипа-кодера, отвечающего за оцифровку аналогового ТВ-сигнала. Так как наша видеокарта Siluro FX 5600 не имела ТВ-входа, то и место это так и оставалось пустым напоминанием о возможности, за которую надо доплатить лишние деньги.

В правом верхнем углу расположен блок питания видеокарты. Четырёхконтактный разъём PCPlug безмолвно напоминает нам о том, что видеокарта требует подпитки от блока питания компьютера. Здесь разъём крепко установлен на печатной плате и закреплён металлической скобой, чтобы он не расшатался от времени.

Видеопамять, 128 Мб DDR SDRAM, представлена восемью чипами Hynix, распаянными с двух сторон печатной платы. Эти чипы памяти работают на частоте 700 МГц, а для такой частоты необходимо использовать память в корпусе BGA. На чипах памяти радиаторов не установлено, и если те, которые расположены на лицевой стороне видеокарты хоть как-то охлаждаются воздушным потоком от кулера, то чипам, установленным сзади видеокарты, в плане охлаждения рассчитывать не на что. Здесь используется память со временем цикла 2.8 нс. с номинальной частотой 715 МГц. То есть, небольшой запас по разгону ещё имеется.

На ядре видеокарты установлен весьма оригинальный, на первый взгляд, кулер. Кажется, что он размером с половину видеокарты, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что здесь используется вполне стандартный охладитель с алюминиевым прессованным радиатором, небольшим вентилятором и защитной решёткой, которая мутировала до таких невероятных размеров. Никакого активного участия в охлаждении эта решётка не принимает, а скорее всего - наоборот, мешает притоку воздуха к вентилятору и создаёт лишний шум. И хотя без решётки поток воздуха увеличится не сильно, а уровень шума едва ли снизится в несколько раз, всё же если вы считаете себя способным её снять, я рекомендую это сделать. При работе кулер видеокарты светится приятным синим цветом. Вот и Abit подверглась влиянию моддинга - а что делать, ведь это мода такая...

Под кулером мы видим видеочип GeForce FX 5600 Ultra. Чип имеет обычный BGA корпус, без распределителя тепла как на GeForce FX 5800 или GeForce FX 5900. В качестве теплопроводящего интерфейса здесь используется кремниевая термопаста, причём в очень большом количестве. Видно, что Abit не экономит на мелочах.

Видеокарта для работы требует подключение к блоку питания компьютера. Для этого используется весьма качественный Т-образный кабель, позволяющий подключить видеокарту, не занимая розетку питания. Жилы кабеля скрыты под полимерным кожухом. В итоге кабель плавно обтекает воздушными потоками в корпусе и не ухудшает вентиляцию.

PowerColor Radeon 9600 PRO Bravo

Такого производителя видеокарт, как PowerColor, наверное, представлять лишний раз не надо. Компания была замечена в крупных скандалах, связанных со сменой постоянного партнёра. Сначала PowerColor пообещала выпускать видеокарты только на чипах nVidia, потом тихо стала производить платы на чипах ATI под другим брэндом, а теперь полностью перешла на чипы ATI. Хотя не факт, что PowerColor не производит платы и на GeForce FX под другим именем. В общем-то, для нас это не столь важно, поскольку сегодня в продаже достаточно видеокарт PowerColor на чипах ATI. Чем мне нравится компания PowerColor, тем, что в каждой серии плат у них есть какие-то специальные версии видеокарт, работающие на повышенных частотах. Сегодня, когда платы от различных производителей отличаются лишь названиями, это очень важный факт. Одну из таких видеокарт, Radeon 9600 PRO Bravo мы сегодня и протестируем.

Видеокарта PowerColor Radeon 9600 PRO Bravo поставляется в обычных размеров красочной коробке с символикой компании PowerColor.

Коробка от PowerColor Radeon 9600 PRO Bravo

Комплект поставки видеокарты Radeon 9600 PRO Bravo отличается, прежде всего, тем, что включает в себя полную версию игры Tomb Raider 4 на двух дисках. Кроме этого, в коробке находятся:

  • Сама видеокарта Radeon 9600 PRO Bravo
  • Кабель S-Video
  • Кабель RCA
  • Переходник S-Video - RCA
  • Переходник DVI-VGA
  • Компакт-диск с программным обеспечением
  • Инструкция пользователя

Комплект поставки PowerColor Radeon 9600 Pro Bravo

В общем-то, учитывая то, что с платой идёт полная версия игры Tomb Raider 4, можно сказать, что видеокарта укомплектована очень хорошо. Возьмём её в руки и посмотрим более внимательно.

Беря плату в руки

Видеокарта PowerColor Radeon 9600 PRO Bravo выполнена по эталонному дизайну. По крайней мере, никаких заметных отличий платы от эталона мы не нашли. Графическая карта собрана на печатной плате, покрытой красным лаком. Обычно Radeon 9600 PRO производятся на зелёных платах.

PowerColor Radeon 9600 Pro Bravo - вид спередиPowerColor Radeon 9600 Pro Bravo - вид сзади

На панельке видеокарты располагаются цифровой DVI- выход, ТВ-выход S-Video и 15-контактный аналоговый выход. Теперь это уже стандарт для современных видеокарт. Видеовхода на плате нет.

PowerColor Radeon 9600 Pro Bravo

В целом, судя по расположению элементов питания на плате, дизайн видеокарты полностью соответствует эталонному.

Чипы памяти Samsung

На видеокарте установлено 128 Мб памяти DDR SDRAM в восьми чипах в корпусе BGA, расположенных с обеих сторон печатной платы. Здесь используется память производства компании Samsung со временем цикла 2.8 нс. Номинальная частота этой памяти составляет 350 (700) МГц. Так как память на видеокарте работает на частоте 340 (680) МГц, то небольшой запас для разгона в видеокарте уже имеется.

Кулер на видеокарте PowerColor Radeon 9600 Pro Bravo

На видеокарте установлен немного необычный кулер. Это закрытый кулер, в котором подогретый воздух выводится в одну сторону, сзади видеокарты. Таким образом, воздушный поток не охлаждает чипы памяти на лицевой стороне видеокарты. Кроме того, кулер закрывает собой два чипа памяти на лицевой стороне платы, так что если вы - экстремальный оверклокер, планирующий поставить радиаторы на память видеокарты, то вам так же придётся менять здесь и сам охладитель. А сделать это непросто, поскольку в качестве термоинтерфейса здесь, похоже, используется полимерная прокладка, которая очень крепко приклеивается к ядру видеочипа. А так как ядро Radeon 9600 PRO достаточно хрупкое, то повредить его, снимая кулер, очень легко. Так что лучше не рисковать. Тем более, что кулер здесь не простой, а светящийся. Его вентилятор испускает приятный синий свет. Я, конечно, понимаю, что это мода теперь такая, поэтому я только "за!".

Видеокарта, несмотря на свою систему охлаждения, работает довольно тихо. При работе она серьёзно греется, поэтому для разгона придётся-таки использовать дополнительное охлаждение. Но, в общем-то, не об этом речь. Переходим непосредственно к тестированию.

Тестирование

3DMark03 + Patch v3.30

Первый тест, с которого мы, по традиции, начинаем наше тестирование, это знакомый всем скандальный 3DMark03. Сегодня уже ни для кого не секрет, что nVidia и ATI подстраивают свои драйверы под тестовые пакеты, чтобы видеокарты на их чипах показывали большую производительность и занимали лучшие места в обзорах. Компанию FutureMark, которая выпустила тест 3DMark03, это сильно разозлило, поскольку результаты тестирования в 3DMark03 перестали восприниматься всерьёз. FutureMark выпустила патч, который не даёт драйверу видеокарты определить запущенное приложение и включить оптимизацию. Сегодня мы будем использовать 3DMark03 именно с этим патчем. Первый тест - все игровые и некоторые теоретические бенчмарки в разрешении 1024x768.

Тестирование Radeon 9600 PRO, Radeon 9800 PRO и GeForce4 TI4800SE в 3DMark03

 

Тестирование Radeon 9600 PRO, Radeon 9800 PRO и GeForce4 TI4800SE в 3DMark03

Тестирование Radeon 9600 PRO, Radeon 9800 PRO и GeForce4 TI4800SE в 3DMark03

Тестирование Radeon 9600 PRO, Radeon 9800 PRO и GeForce4 TI4800SE в 3DMark03

CodeCreatures Benchmark Pro

Бенчмарк CodeCreatures не использует инструкций DirectX 9. Все шейдеры, задействованные в этом приложении относятся к стандарту DirectX 8.1. А значит, этот бенчмарк покажет нам перспективы тестируемых видеокарт на ближайшие полгода, а то и больше.

Тестирование Radeon 9600 PRO, Radeon 9800 PRO и GeForce4 TI4800SE в CodeCreatures Benchmark Pro

AquaMark 2.1

Следующий тест - Aquamark, бенчмарк на движке игры Aquanox. Для тестирования использовался стандартный объём текстур - 24 Мб. Пока что такой объём текстур характерен для современных игр. Итак, результаты тестирования перед вами:

Тестирование Radeon 9600 PRO, Radeon 9800 PRO и GeForce4 TI4800SE в Aquamark 2.1

Unreal Tournament 2003

Последний тест, который мы будем использовать - игра Unreal Tournament 2003. Здесь мы использовали встроенный бенчмарк Flyby_Antalus.

Тестирование Radeon 9600 PRO, Radeon 9800 PRO и GeForce4 TI4800SE в Unreal Tournament 2003

Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
28/06.2003



Copyrights © 1998-2025